В декабре 1940 года произошло совещание высшего руководящего состава Красной Армии. Обсуждался как опыт собственных военных действий (в основном — Советско-финская), так и «достижения вермахта» в 1939 — 1940 годах.
Любопытно, что ставший недавно Маршалом Советского Союза и наркомом обороны Семён Константинович Тимошенко (его позиции укрепились за счет довольно успешных действий на втором этапе Советско-финской) попытался увязать опыт «войн XX века», упоминая как Первую мировую, так и кампании вермахта.
С. К. Тимошенко разделил формы оперативного прорыва на три категории.
1. Прорыв вражеского фронта на узком участке силами нескольких армий, в основном характерный для периода Первой мировой войны. Цель — «пробить брешь» в обороне противника. Но такой вариант прорыва имел множество недостатков:
«Особо отрицательной стороной этой формы прорыва является то, что контрманевр резервами обороны наиболее прост и, как показал опыт, такие операции быстро захлебывались...» (с) С. К. Тимошенко. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года.
2. Вторая форма прорыва — действия нескольких ударных армий на широком фронте в одном направлении (возможные ввиду механизации). К такой форме С. К. Тимошенко отнес успехи немецкой группы армий «B» в период Французской кампании 1940 года.
Подобная форма прорыва оценивалась высоко, но при этом уточнялось, что она возможна только в местности с хорошими дорогами.
3. Наконец, третья форма прорыва — нанесение нескольких ударов в разных направлениях, одновременный прорыв вражеского фронта на нескольких участках.
«Прообразом такой формы прорыва является брусиловское наступление в 1916 году; немцы применили её при наступлении в Польше...»
Однако, с 1916 года наступательные возможности современной тому периоду (рубеж 1930 — 1940-х гг.) армии выросли многократно, ввиду моторизации ударных частей, увеличения их огневой мощи, возросшей роли авиации. Именно третью форму прорыва маршал С. К. Тимошенко посчитал наиболее удобной в реалиях «театра с относительно слабо развитой сетью путей сообщения».
С. К. Тимошенко допускал, что в будущей войне возможны наступательные действия сразу нескольких фронтов по разным направлениям.
Можно сказать, что Советский Союз летом 1941 года ожидала именно «третья форма», причем внезапная, с применением нескольких танковых групп (соединения которых испытали себя в предыдущих кампаниях и имели «идеальное сочетание» танков, моторизованной пехоты, мобильной артиллерии, саперов, разведки и т.д.).
Современная война (и сейчас это ещё актуальнее) выявила также важность «первого удара»: в случае внезапного механизированного наступления при поддержке авиации обороняющаяся сторона может просто не успеть среагировать должным образом (не занять нужные позиции).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.