Бывшая окружная судья США Шира Шейндлин, председательствовавшая на процессе Виктора Бута, отказалась считать его террористом. При этом она не верит, что он планировал убивать американцев. «Я всегда говорила, что он не идейный террорист. Он бизнесмен, — заявила Шейндлин, — у которого были клиенты, клиенты покупали оружие, и клиенты использовали это оружие, вот и все». При этом судья также заявила, что дала бы меньший срок, если бы могла. Дескать, он попался на преступлении, которое не собирался совершать.
Реминисценции окружной судьи Манхэттена в отставке Ширы Шейндлин удачно вписываются в традицию, согласно которой иные бывшие высокопоставленные лица резко меняют точку зрения после того, как уходят в отставку. Федеральный судья Шейндлин, назначенная еще Биллом Клинтоном в 1994 году, ушла в отставку весной 2016 года. О том, что ее собственный приговор Буту был слишком суров, она говорила еще летом, но резонанс ее слова получили лишь теперь, когда она дала новые интервью в связи с его освобождением по обмену на баскетболистку Грайнер.
В 2012 году она приговорила Виктора Бута к 25 годам по обвинению в том, что он выступил соучастником заговора, который имел целью убийства американских граждан и должностных лиц, пытался организовать продажу зенитно-ракетного комплекса «Игла» и другого оружия леворадикальной колумбийской группировке FARK, которая признана в США террористической и которая еще была уличена в торговле наркотиками. Бут никогда не обвинялся в терроризме. Как не обвинялся в убийстве или попытке убийства. Он лишь пособничал соответствующему заговору, по мнению американской Фемиды, от имени которой тогда говорила судья Шейндлин.
Дело рассматривалось судом присяжных. Все 12 присяжных единогласно признали Бута виновным по всем 12 пунктам обвинения, сочтя их доказанными. Прокурор просил пожизненное. Минимальное наказание по этим статьям как раз и составляет 25 лет. Судья просто не имела права вынести иной приговор. В Америке судья не может дать то, что у нас называется «ниже низшего предела».
Ключевую роль сыграли записи переговоров в Таиланде Бута с представившимися колумбийскими наркопартизанами сотрудниками Агентства по борьбе с наркотиками. Это было, конечно, то, что у российских спецслужб называется активным мероприятием. И те спросили Бута: «Вы отдаете себе отчет в том, что оружие, которое вы продаете, будет использовано, чтобы убивать американцев?» Бут ответил: «О да, я понимаю это. Согласен, они и мои враги тоже». Строго говоря, он же не сам собирался убивать. Да и вообще, не дело торговцу оружием рефлексировать по поводу того, как его товар будет конкретно использован.
Любопытно, что позже судья Шейндлин показала себя принципиальным приверженцем независимости судебной власти. В 2016 году она подала в отставку в возрасте 69 лет, хотя обычно федеральные судьи занимают свой пост пожизненно. Почему? Она вынесла решение, которое определило действия нью-йоркской полиции, когда можно было останавливать для обыска лиц лишь на основании подозрений у полицейских в причастности к преступлению как направленное преимущественно против представителей нацменьшинств.
Например, полицейским показалось, что у данного человека наркотики. Остановили и обыскали. Шейндлин в 195-страничном приговоре признала такую практику антиконституционной. Это вызвало гнев тогдашнего мэра Нью-Йорка Блумберга, который счел это подрывом его политики «нулевой терпимости к преступности». Разгорелся скандал, судью пытались отстранить, обвинить в предвзятости и манипулировании прессой. Обвинения сняли в итоге, но она все равно была вынуждена уйти в отставку. Ее приговор, впрочем, устоял. Позже она критиковала Трампа за намерения вернуть такую практику.
В свою очередь, власти США, которых обвиняют в том, что они с обменом Бута продешевили, готовятся к новым обменам заключенными. Главная цель теперь — освободить бывшего морпеха (он был уволен в свое время со службы по обвинению в воровстве) Пола Уилана, который отбывает 16 лет в России по приговору о шпионаже. Сам он утверждал, что, когда ему знакомый передавал флешку, он думал, что там виды Сергиева Посада, а там оказались госсекреты.
По утверждениям американской прессы, Уилана хотели поменять на Бута на пару с Грайнер, но Москва не согласилась, требуя включить в список на обмен россиянина Вадима Красикова, он же Вадим Соколов, якобы представлявший в прошлом российские спецслужбы. Он отбывает срок в Германии по приговору об убийстве бывшего чеченского боевика Зелимхана Хангошвили. И немцы его выдавать не хотят. А Белый дом называет требования Москвы «неконструктивными». В свою очередь экс-судья Шейндлин поддержала бы — как частное лицо — обмен Пола Уилана на россиянина Александра Винника. Он отбывает срок по приговору об отмывании 4 млрд долларов через криптобиржу.
Так что контакты между Москвой и Вашингтоном по обменам не прекращены. По словам советника по нацбезопасности США Джейка Салливана, администрация Байдена «работает над правильной формулой», которую могла бы предложить русским по обмену Уилана. Это все можно назвать «тюремной дипломатией». Однако ничего лучшего пока в российско-американских отношениях все равно не просматривается. Пусть хоть так…