Найти тему
Александр Майсурян

Как курсистка в террористку превратилась

13 декабря — день рождения известного русского художника-передвижника Николая Ярошенко (1846—1898). Художник сочувствовал революционному движению, что и отразилось в его картинах. В 1880 году он написал картину «Курсистка» на модную тогда тему: в России женщины, наконец, завоевали право получать высшее образование. 20 сентября (2 октября) 1878 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Высших женских курсов, прозванных «Бестужевскими». При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. На холсте мы видим просто весёлую, жизнерадостную девушку.

Николай Ярошенко. Курсистка. 1880

Но проследим за её дальнейшими превращениями. Спустя три года художник вернулся к этой теме, и снова написал «Курсистку». Но как же она изменилась. Хотя, на наш, современный взгляд, и в этой картине нет ничего из ряда вон выходящего. Просто чуть более по-современному выглядящая девушка, она коротко остригла длинную русскую девичью косу своей предшественницы, курсистки-1880. В её облике появилась целеустремлённость, собранность, серьёзность. Это уже не просто весёлая девушка-хохотушка. Но по-прежнему в старомодной длинной юбке, какие в наше время не носят. А в общем, девушка как девушка, не так ли? Но не так, совсем не так смотрели на неё современники!

-2

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883

О том, какую бурю эмоций у современников-ретроградов вызывала эта вроде бы безобидная, на наш взгляд, картина, можно судить по отзыву профессора права Петра Цитовича: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».
Откуда такая ненависть? Думаю, это хорошо раскрывают слова народника Петра Лаврова (1823—1900), который написал царю Александру II: «Ваше величество, если Вы встретите на улице молодого человека с умным и открытым лицом, знайте — это Ваш враг». Такая констатация всегда или почти всегда — исторический приговор.
Вот, кстати, в дополнение к курсистке-1883 ещё и студент — с точно таким же «умным и открытым лицом». Вдобавок из-под одежды у него выглядывает рукав полинявшей, но несомненно красной «народнической рубашки».

-3

Николай Ярошенко. Студент. 1881

Но и на студенте-1881 и курсистке-1883 метаморфозы не остановились. В 1881 году художник написал не дошедшую до нашего времени картину «У Литовского замка», сюжет которой был связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему домой самолично пожаловал «на беседу» министр внутренних дел империи граф Лорис-Меликов собственной персоной! Вот как серьёзно власти восприняли живопись Ярошенко. Картину так и не возвратили художнику. Но по сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». Вот она:

-4

Николай Ярошенко. Террористка. Этюд. 1881

Сравним этот портрет с фотографией Веры Засулич:

-5

Вера Засулич и генерал Фёдор Трепов (старший)

Что же за метаморфоза произошла с нашей мирной курсисткой с двух первых картин? Видимо, та же, что и с героиней известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог»:
«...— Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжёлая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — принеслось откуда-то в ответ».

В общем, это превращение по Чернышевскому: курсистка-1880, 1883 и студент-1881 — это «новые люди», а затем мы видим уже не просто «нового», а «особенного» человека, вроде героя «Что делать?» Рахметова... Кстати, менее известно, что Ярошенко был дядей революционера Бориса Савинкова...

-6

Передвижники в 1885 году. Н. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана

-7

М.М. Панов. Фотография “Группа художников Товарищества передвижных художественных выставок”. 1885–1886. На фотографии запечатлены: Н.Е. Маковский, А.К. Беггров, С.Н. Аммосов, П.А. Ивачев, А.Д. Литовченко, И.И. Шишкин, Н.В. Неврев, Е.Е. Волков, К.В. Лемох, А.А. Киселёв, Н.А. Ярошенко, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, И.А. Крамской, Г.Г. Мясоедов, П.А. Брюллов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов

-8

Николай Ярошенко. Автопортрет. 1895

А ещё из-под его кисти вышла такая картина, как теперь сказали бы, «мем», как «Всюду жизнь»

-9

Николай Ярошенко. Всюду жизнь. 1888

«Мемичность» картины может проиллюстрировать вот этот рисунок по её мотивам из сатирического журнала «Вампир» 1905 года. Рисунок комментирует арест Максима Горького.

-10