Как Русь крестили
Коропляс Илья Витальевич
Ставить знак равно между искренней верой человека и сложившимися в мире религиозными институтами, ни в коем случае нельзя. Эта статья создана исключительно в образовательных целях и не призвана оскорбить чьи-либо чувства.
Религия есть одно из самых интересных и немного загадочных исторических явлений с которым, с одной стороны всё понятно, а с другой с каждым годом всё сложнее. В данной статье речь пойдёт об одном из самых сложных для государства периодов - изменение религиозной принадлежности народа. История зарождение христианской веры начинается в эпоху Римской империи. Есть несколько теорий, которые гласят, что первые христиане появились в Палестине или в еврейской диаспоре Греции. Однако самое главное, что становление христианство было не только подготовлено историческими процессами, но и было очень хорошо идеологически обосновано. Это подразумевает переосмысление иудаизма с ветхозаветными истинами и появление их новых трактовок. Особый интерес так же вызывает фигура Иисуса, который согласно Мифологическому направлению изучения вопроса не может быть достоверным персонажем в виду отсутствия определённого рода доказательств. А если опираться на текст Иосифа Флавия "Древности", обнаруженный в Египте в 1971 году и информирующем о реальном проповеднике Иисусе, то можно сформировать обратное мнение, где Иисус простой проповедник, по чьим-то рассказам умеющий творить чудеса и любимый народом.
Историю распространения христианства на территории Римской империи предлагаю опустить в виду заезженности вопроса и сразу перенестись ближе к нужному нам историческому периоду. Важно понимать, что даже после своего разделения Римская держава оказывала огромное влияние на политические и религиозные процессы, происходящие не только по окраинам империи, но и во всем мире, постепенно меняя миропорядок и жизни всех людей. Первый контакт христианства с нашими предками мы можем зафиксировать во время посещения территории Руси проповедником и апостолом Андреем первозванным, факт миссии которого периодически оспаривается. Так или иначе, но недатированная часть «Повести временных лет», косвенно подтверждает факт присутствия проповедника в крымской части Римской империи и на киевских холмах. Однако, более успешными в плане распространения новой религии были культурно-политические связи двух народов, постепенно зарождающиеся на фоне расселения славян и их военных походах к ромейским городам. Так, князь Аскольд, стал первым крещёным князем Киевским и возможно первым, среди наших правителей принял смерть от рук заговорщиков именно в связи со своей верой и проповеднической миссией. Однако, почему факт этого события не так известен и не начинает новую веху крещёной Руси? Дело в том, что большим вопросом для историков остаётся дата и место крещения правителя, ведь согласно официальной версии, подтверждающейся записями проповедей патриарха Фотия, крестился он в одном из своих походов на Византийскую империю в 860-м году. Однако, здесь имеются лёгкие нестыковки, связанные с его именем во Христе. После процедуры Аскольд стал ещё и Николаем, получив, по обычаю, имя своего отца-крестителя. Кто был этим близким по статусу к князю Николаем непонятно, а допустить в свою семью кого-то рангом ниже было непозволительно для гордого Руса и оскорбительно для строящейся державы. Есть теория, в которой Аскольд принял христианскую веру после похода на Болгарию в 867 году, где изначально помогал бунтующим язычникам против своего хана Бориса, принявшего и распространявшего новую веру среди населения. После поражения, болгарский хан настоял на крещении Аскольда для предотвращения его дальнейшей помощи бунтовщикам. В это время, по приглашению Бориса, на его земле находились папские легаты, которые крестили болгар по латинскому обряду и были единственными, кто мог крестить князя Киевского от имени папы Римского Николая I. Вполне вероятно, что Аскольд выбрал папу Николая своим крёстным отцом, получив его имя и именно по этому момент упущен из хроники самых значимых для истории нашей страны, даже несмотря на то, что фактического разделения церквей ещё не произошло и наблюдалась лишь лёгкая неприязнь и соперничество.
Особое место среди правителей Руси занимает святая княгиня Ольга, жена князя Игоря, который приходится сыном Рюрику. Согласно "Повести временных лет", княгиня приняла крещение в Константинополе в 955 году от императора Константина VII Багрянородного и взяла себе имя Елена. Однако, по возвращению на Русь, её попытки проповедей и завлекания духовных лиц особым успехом не увенчались. Достаточно лишь вспомнить про посольство к Оттону I, германскому императору с просьбой прислать епископов для основания в Киеве прихода. Духовенство в 960 году Оттон прислал, да вот только его поубивали. К тому же, помимо своего регентского титула, Ольга имела сильную дворянскую знать языческого исповедания в соратниках, а значит не могла в полной мере воздействовать на государство, так как за ними была определённая власть и дружина. Сын княгини Ольги и князя Игоря Святослав так же христианином не стал, ибо даже воспитываясь матерью другого вероисповедания был уверен в том, что его войны не поддержат нового бога, а его в случае смены религии не будут уважать. "А дружина моя станет насмехаться." - в этой фразе, приписываемой Святославу Повестью Временных лет заключается основной смысл отношения князя к христианству. Всю свою недолгую сознательную жизнь, наполненную походами, битвами и ратной славой Святослав продвигал языческую партию Киевских вельмож, сделав её в итоге самой влиятельной и пресёк любые попытки крещения в свою эпоху. Редко бывая дома и отдав матери многие вехи внутренней политики князь не обращал внимания на то, что Ольга в той или иной степени влияла на воспитание его сыновей, порождая в них некие христианские чувства даже не смотря на то, что воспитывались они отдельно и имели разных учителей и приставленных «дядек». Впрочем, несмотря на попытки княгини, внуки так же оставались в языческой лоне. Погиб великий князь в 972 году на Днепровских порогах, возвращаясь из похода против Византии. Во время одной из остановок на малую дружину князя обрушились Печенеги, изничтожив и её и Святослава. Споры о том, как вечные враги Руси узнали точное место стоянки воинов ведутся до сих пор, однако основных версий всего две, - согласно первой, Печенегов направили из Византии, стремясь таким образом устранить князя, желавшего продолжить войну за Болгарию. Если верить второй, то степняки получили информацию именно от христианской партии Ольги, которую совсем душила религиозная политика Святослава.
Старший брат Владимира – Ярополк, в 970 году остался управлять столицей за отца, ушедшего в поход, а после его гибели, в 972 году стал полноправным князем Киевским, средний же, Олег, был поставлен правителем Древлянского княжества. К сожалению, мир между сыновьями Святослава продлился недолго и семя раздора, согласно "Повести Временных лет", было посеяно в 975 году. Олег Святославич, во время охоты на своей земле, убил некого Люта – сына воеводы Свенельда, служившего сначала отцу братьев-князей, а затем Ярополку. Воевода уговорил Ярополка выступить на своего брата и в битве при Овруче войска Олега были разбиты, а сам Древлянский князь, спасаясь бегством упал в ров, где и погиб в возрасте примерно двадцати лет. Конечно, существует великое множество различных версий произошедшего, а их последователи упорно говорят о том, что это часть повести была дописана гораздо позже и призвана обелить в глазах потомков обычную территориальную экспансию, развязанную Ярополком. Ведь очевидно, что учитывая временной период и способы взращивания нового поколения князей, особенных братских чувств и любви меж этой троицей не было. Так или иначе, согласно нашему основному источнику, глядя на убитого брата, которого через какое-то время обнаружили во рву под горой мертвецов, Ярополк молвил Свенельду: "Вот брат мой мёртвый, не того ли ты хотел?", что наталкивает на мысли о том, чем действительно должен был закончиться поход Киевской дружины и желал ли Ярополк смерти Олега. Доподлинно неизвестно была ли у князя Древлян жена и дети, однако поздние источники в Чехии, датируемые примерно XVI веком, ведают о неком сыне Олега, покинувшем Русь и давшем начало моравскому роду Жеротинов. О самом правлении Ярополка тоже стоит поговорить отдельно, так как если отталкиваться от первой версии гибели князя Святослава, то именно княжение его старшего сына принесло определённую выгоду Византийскому двору. При Ярополке было даровано много вольностей христианской общине и почти отсутствовал контроль над религиозной политикой земель. Сам же князь был женат на ромейской монашке, при которой столица приобрела византийских священников и туда даже приезжали папские легаты. Есть вероятность, что и сам князь тайно принял христианство, хотя Иоакимовская летопись гласит, что "...Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал...", тем самым опровергая эту теорию. Однако вокруг вверенных отцом земель, начала всё сильнее приобретать влияние империя Второго Рима, отторгая некоторые территории и нарушая данные Святославу обещания. Подданные Ярополка считали это следствием ослабления языческих партий при дворе, а всё та же летопись повествует: "...Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую.", что говорит о непризнании результатов его правления народом Руси. Относится к этому периоду действительно можно по разному, однако определённые плюсы безусловно присутствовали. Вполне вероятно, что древо на верхушке которого остро стоял вопрос о смене вероисповедания государства, пробилось сквозь почву и начало расти именно при князе Ярополке.
Владимир Святославич, родившись примерно в 960 году от ключницы столичного двора Малуши, уже в 970 году был посажен на княжение в Новгороде, первом городе, который покорился его знаменитому прадеду. Путь становления князя Владимира единственным правителем Русской земли не был лёгким и занял много времени, сплетая в единый клубок нити судеб множества людей. Во время начавшейся междоусобицы между братьями Владимир "убояся, бежа за море" к своим соседям, друзьям и родственникам варягам. На какое-то время правителем всея Руси стал Ярополк. Однако, сохраняя связь с Новгородцами беглец вынашивал план возвращения набирая армию, припасы для вторжения, а так же самое главное - поддержку от языческого населения северной Руси, которое всё больше выражало недовольство религиозной политикой старшего сына Святослава. Когда пришло время, Владимир вернулся, вышиб из Новгорода ставленника Ярополка и начал собирать дополнительные силы по территориям своего княжества и соседних территорий, готовясь к длительной и полномасштабной войне. Первым, на пути князя к полной власти пал город Полоцк и тамошний князь Рогволд, который успел запятнать себя в глазах Владимира союзом с Киевом и попытками женить Ярополка на своей дочери Рогнеде. Судьба их была весьма печальна, ибо будущий креститель убил всю семью князя после того, как на их глазах эту самую Рогнеду и изнасиловал. Нужно сказать, что эта женщина сама сыграла немалую роль в этом кровавом спектакле, так как изначально Полоцк предполагалось присоединить путём бракосочетания Владимира и Рогнеды, однако эта гордячка решила, что "... не хочу разуть сына рабыни..", чем несказанно обидела Святославича, фактически, принудив его к штурму города. По стандартам раннего средневековья на Руси, подобные речи носили максимально оскорбительный характер, а такой позор смывался только кровью, которой Владимир в Полоцке умылся, что в прочем, было абсолютно обычным делом в те года. Таким образом, действия князя никто не осудил, ведь таким образом он защищал своё понятие чести и укреплял веру народа в свою силу. Спокойно пройдя через земли древлян, северян и полян Владимир вышел к Киеву, в котором затворился Ярополк и верная ему, но немногочисленная дружина. В любом случае, бои в городе и взятие крепостных стен дело невероятно сложное, особенно если учитывать рельеф тогдашнего Киева и возможный союз Ярополка с печенегами, имеющими возможность в случае просьбы последнего выйти в тыл. Князь Новгородский это понимал и решил взять город хитростью, послав к новому воеводе великого князя Блуду посланника со сладкими обещаниями преференций в случае открытия ворот и смерти Ярополка. Важно сказать, что сам этот Блуд стал военачальником своего князя после того как что-то случилось со Свенельдом, пропавшим из летописей после Овруча и не имел особой привязанности к своему господину и желания умирать за него. К тому же Владимир обещал очень щедро, в частности на страницах Повести временных лет мы находим такие слова : "...Если убью брата моего, то будешь мне вместо отца...". До конца не понятно, сразу ли Блуд предал господина, ведь они сбежали из Киева в крепость Родню вместе, что считается летописцами большой ошибкой. Однако, учитывая малую дружину Ярополка и общие настроения народа Киева, можно предположить, что это была просто попытка переместиться в стены, более удобные для обороны небольшим количеством воинов. Однако в Родне воевода абсолютно точно повлиял на смерть Ярополка, фактически лично погубив его, сначала заманив на встречу с Владимиром со словами "...Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его...", а затем затворив двери светлицы, не пустив вооруженный эскорт князя к месту убийства его варягами брата. Так, первый правитель всея Руси был зарезан, а Блуд стал ближайшим советником нового князя Киевского.
"Память и похвала князю Владимиру" указывает об окончательной победе Владимира и смерти Ярополка 11 июня 978 года, что немного не соответствует дате, названной Повестью временных лет - 980 год, однако более точной историки считают именно первую дату. Так или иначе, но это произошло: Владимир - князь Киевский и всея Руси. Начав своё правление в новом статусе с братоубийства, он тем не менее решил воспитать сына Ярополка и жениться на его вдове. Нужно сказать, что будущий святой весьма любил женский пол и не брезговал многожёнством, при этом имея огромное количество наложниц для любовных утех. Став единственным правителем земель Руси, Владимир начинает понимать необходимость полной централизации власти в своих руках на днепровских берегах Киева и обрастания союзниками по границам державы. Основные проблемы заключались в том, что языческий пантеон славян включал в себя множество богов и божков, главенство и важность которых, каждое племя наших предков оценивало по разному, неизменно ставя во главу угла именно своё верховное божество и отсутствие схожих со славянским язычеством верований у соседей. Традиции, сформированные веками на этих землях заставляли людей и их богов постоянно конкурировать между собой за право первенства, тем самым отдаляя времена единства, мира и благополучия. Прекрасно это зная, Владимир Святославич пытается организовать единый для всех территорий пантеон богов во главе с символом Киева и своего отца - Перуном. В Киеве были установлены идолы всех народных покровителей, а центр занимал большой Перун с серебряной головой и золотыми усами, которые были призваны подчеркнуть его значимость. Однако несмотря на эти попытки, союз племён неуклонно распадался, так как в понимании средневекового руса, становление Перуна верховным богом означало переход под полное подчинение Киева и ликвидацию племенных символов и остатков суверенности. Именно поэтому, великий князь вынужден был обратить внимание на монотеистические религии, которые в порядке аксиомы утверждали единство бога и так или иначе, но объединяли уверовавшие народы. Выбор новой религии для народа стал очень сложным, так как в принятии окончательного решения было задействовано слишком много факторов, начиная от отношения русичей к тем или иным верованиям и заканчивая предполагаемыми союзниками, которые бы принесла новая веха религиозной жизни. Существует легенда, подтверждённая некоторыми источниками, но не оправданная на сто процентов. Согласно ей, в 986 году Владимир устроил смотр религий под названием "испытание вер", который посетили последователи хазарского иудаизма, римского и греческого христианства и булгарского магометанства. Все они склоняли князя к выбору своей веры, проповедуя и ведя переговоры о дальнейшем сотрудничестве, в случае их поддержки. Однако, для большей ясности и сам Владимир направил в сформированные страны посольства с целью изучения богослужебных обрядов и состояния стран их проводящих. Эта любопытная теория подтверждается сообщениями арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи "...о посольстве Буламира в Хорезм с целью "испытания" мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру..." и нашими летописцами, сообщающими, что посольство, отправленное из Руси в Византию вернулось со словами "Не ведали, где мы есть – на небе или на земле". Так или иначе, но совершенно очевидно, что в этот период на пике своего могущества находилась именно Восточная Римская Империя, твёрдо и чётко диктовавшая приграничным племенам свою волю, а значит получение такого союзника играло новому государству Русов только на руку, что наводит на мысли о политическом подтексте принятого решения. К тому же, согласно Повести временных лет, ряд религий отвергли ещё и по причинам ментальности, ибо в мусульманах "...нет веселья, только печаль и смрад великий...", а в Римском христианстве послы "...красоты не видели никакой...".На сегодняшний день не до конца понятно, где принял крещение князь Владимир, так как традиционная "Херсонская" версия имеет некоторые нестыковки и ряд историков считает эту часть летописи более поздней вставкой, разрывающей нить повествования оригинального текста. Однако, отталкиваясь именно от неё, мы знаем, что в 987 году дружины великого князя осадили город Корсунь (Херсонес) по соглашению с ромейским басилевсом, обещавшим свою сестру Анну ему в очередные жёны. Имея определённые внутренние проблемы, император Византии решил руками Владимира навести порядок, хотя и слабо верил в его успех. Поклявшись принять именно православие, ради нового брака и централизации своей власти дома, Владимир долго стоял в Крыму осадным порядком, пока один из служителей херсонского храма по имени Анастас не показал ему место прохождения водопровода, снабжавшего город питьевой водой. Без притока свежей воды город пал. Войдя в Корсунь, Владимир со своей дружиной приняли крещение и собрали значительные богатства, а ещё князь получил новую жену - Анну, сестру императора Василия II, в глазах которого Русь стала значительным игроком политической арены восточной Европы и новым союзником.
Официальной датой крещения Руси Владимиром и призванными из Византии священнослужителями считается 28 июля 988 года. В этот день, согласно неизменной Повести временных лет в водах Днепра население Киева и близлежащих районов мирно приняли веру во Христа. Однако историки до сих сор спорят о месте проведения обряда, указывая на другую реку - Почайну, в водах которой так же могли осуществить этот грандиозный замысел. В любом случае, эта дата является максимально условной, так как переход от одной религии к другой в один день, и тем более мирно абсолютно невозможен, особенно если учесть специфику нетерпимости славянского язычества. Достаточно лишь вспомнить о судьбе идола Перуна, с того самого Киевского капища. "Повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил 12 мужей бить его жезлием. И это не потому, что дерево чувствовать может, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, — дабы принял он возмездие от людей… Когда же тащили его по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения. И, притащив, бросили его в Днепр, и приставил Владимир мужей, сказав: “Если где пристанет к берегу, отпихивайте его, пока не пройдет пороги, и только тогда оставьте его”. Они же исполнили то, что им повелели. " Этот отрывок показывает резкую демонстрацию власти своих намерений при помощи дружины. О том, как подобные действия влияли на язычников нужно говорить отдельно. Дело в том, что для язычника его боги и идолы являются единым целым, ведь бог должен жить и на земле, а где ему это делать как не в идоле. Но про это будет отдельная статья. Следуя завету "историю пишут победители", пропагандисты - летописцы значительно преуменьшают сопротивление простого люда и сознательно преувеличивают смирение перед происходящим. Вне сомнения, смесь боязни и уважения перед Владимиром сыграли значительную роль в локализации очагов сопротивления и общей послушности русичей на первых этапах крещения. Но в большинстве наделов новый обряд проводили огнём и мечом, наказывая и уничтожая сопротивляющихся и их идолов. Однако очевидно, что даже приняв нового бога, большинство просто отводило ему место в старом пантеоне, символически нося крест и продолжая взывать к божествам отцов и дедов. Существует даже забавная гипотеза, согласно которой Монголо-Татарское иго, начавшееся через несколько столетий, было всего лишь следствием внутреннего вмешательства степняков в междоусобную войну, начавшуюся на Руси между язычниками и христианами.
Так или иначе, но официальный курс молодого государства Русичей принципиально изменился в сторону Юго-Востока, даровав выход на международную арену в качестве сильного, единого государства и новых союзников в лице Византии и её сателлитов. Как показала история, союз и единство земель продлились недолго, породив борьбу за автокефалию и новые проблемы в обоих государствах, однако именно с этого момента начинается новая веха истории нашего государства, наполненная невиданными доселе ремёслами, обогащенной культурой и тем, что сейчас называют "особенный путь". Но это уже совершенно другая история...