Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Запивали кефиром. Во-первых, это полезно...» Ширвиндт про проделки артистов и футболистов

Оглавление

Яркие воспоминания знаменитого актера, режиссера и болельщика.

Обозреватели «СЭ» Юрий Голышак и Александр Кружков встретились с известным спортивным болельщиком, художественным руководителем Театра Сатиры Александром Ширвиндтом в феврале 2020 года. Большое интервью вышло в рубрике «Разговор по пятницам». Приводим один из интересных фрагментов беседы про советских звезд театра и футбола.

Александр Ширвиндт в своем рабочем кабинете в 2020 году. Фото Федор Успенский, «СЭ»
Александр Ширвиндт в своем рабочем кабинете в 2020 году. Фото Федор Успенский, «СЭ»

Воронин

— А вот книжку мне на днях принесли, — Ширвиндт издалека показал нам. — Знаете, кто это?

— Александр Павлович, наш друг, — прищурились мы.

— Какой еще Александр Павлович? — поморщился от нашего невежества артист.

— Александр Павлович Нилин. Автор.

— Тьфу! Да не автор. На обложке кто?

— Валерий Воронин.

— А-а-а! — даже обрадовался Ширвиндт. — Вот! Мы дружили. Я же торпедовец.

— Это всей Москве известно.

— Воронин — фигура трагическая... Красавец, помесь Алена Делона непонятно с кем. Когда Валера на улице Горького заходил в ресторан ВТО, где после спектакля сидела актерская шпана, артисточки забывали обо всем! Затихало все — такой красоты это была морда! Только слышишь откуда-то: «Ой...»

Валерий Воронин (справа) и Анзор Кавазашвили в начале 1970-х. Фото Федор Алексеев, архив «СЭ»
Валерий Воронин (справа) и Анзор Кавазашвили в начале 1970-х. Фото Федор Алексеев, архив «СЭ»

— Хоронили Воронина на Даниловском. Вы были?

— Нет. Так я опять про книжку. Издательство хорошее, но смотрю тираж — 350 экземпляров! А почему? Не надеются, что кто-то будет покупать. Просто подарочные экземпляры. Для своих. Это забвение! Воронин теперь никому не нужен и не интересен. Начинаешь рассказывать про него сегодняшним торпедовским болельщикам — они кивают рассеянно. Я чувствую — нет огня! Для них Воронин — все равно что для меня англо-бурская война. «Вы слышали?» — «Да». А что слышали — не помнят... Совсем другая шпана!

— Какой-то матч Воронина до сих пор перед глазами?

— Против Пеле. Но это за сборную... Вот говорят — раньше футбол был другой. Действительно, другой!

— В чем?

— Скорости были поменьше. Распасовка не такая филигранная. Сейчас что-то цирковое! Особенно длинные передачи — для меня это вообще за гранью понимания. Но дриблинг исчез. Индивидуально футболисты были намного сильнее. Сегодня сам термин «проход» ушел. Тогда-то ходили от ворот до ворот!

Александр Ширвиндт (справа) и Михаил Державин (слева) с хоккеистом Игорем Ларионовым в начале 1980-х. Фото Федор Алексеев, архив «СЭ»
Александр Ширвиндт (справа) и Михаил Державин (слева) с хоккеистом Игорем Ларионовым в начале 1980-х. Фото Федор Алексеев, архив «СЭ»

— Чей проход жив в вашей памяти?

— Почему-то запомнился защитник Демин из ЦДКА. Маленький, толстенький — подхватил мяч в своей штрафной и рванул через все поле. Народ встал — это был аттракцион!

— Много лет назад мы звонили Георгию Менглету, великому актеру Театра Сатиры. Тот не отпускал полтора часа — рассказывал о футболе и любимом ЦСКА. Сегодня в вашей жизни есть человек, с которым можете говорить о проходе Владимира Демина — и быть понятым?

— Да. Вы.

— А еще?

— Пожалуй, не осталось... Георгий Палыч был удивительный! Шел у нас спектакль «Фигаро». У Менглета — роль судьи. В это же время трансляция футбольного матча. Менглет что-то говорит, сцена у него длинная. А сам озирается на кулису, щурится. Там помреж держит крохотный рижский телевизор. Чтобы, не дай бог, не пропустить гол.

— Невероятный был актер.

— А память какая! Как-то на гастролях в Ташкенте сходили на игру «Пахтакора», дальше пьянка. Менглет не пил. А мы все поддали, поспорили, потом разругались и помирились. В час ночи идем к Георгию Палычу, стучим в номер. Тот сонный открывает: «Что надо?» — «Пищевик» — «Буерак», 1926 год. В Казани«. Менглет зевает: «2:1 в пользу «Пищевика». Разворачивается, ложится и моментально засыпает. Можно не проверять — точно будет 2:1.

Аркадий Арканов в 1999-м. Фото Юрий Широкогоров, архив «СЭ»
Аркадий Арканов в 1999-м. Фото Юрий Широкогоров, архив «СЭ»

Евтушенко

— Мы общались с Аркадием Аркановым. Тот начал вдруг вспоминать совсем забытого торпедовца Ленева: «Ах, какой футболист!» У вас был любимец — из малоизвестных?

— У меня ощущение, что в том «Торпедо» все были звезды! С Козьмичом общались плотно, Эдика Стрельцова тоже хорошо знал. Биография-то у меня очень длинная, понимаете? На «Торпедо» сейчас зовут как старейшину, таких осталось-то... Давайте считать.

— Давайте.

— Познер — торпедовец. Входит в этот круг. 90-летний Чапчук, бывший директор Новодевичьего и Ваганьковского. Еще Колька Сванидзе. Тоже за «Торпедо». Всё! Поэтому мы — такие хоругви.

— Как сформулировали.

— Я мучаюсь с этой командой сколько десятилетий... (постукивает трубкой по книжке.) Слава богу, хоть стадион скоро начнут строить.

— Нам передавали — на презентации вы рассказали анекдот про крематорий.

— Да? Сейчас лишь один вертится в голове: сотрудник крематория чихнул на рабочем месте и теперь не знает, где кто. Но как это относится к нынешнему «Торпедо» — уже не помню. Зато применимо ко всем, кто был «архи»!

— Евгений Евтушенко описывал нам самый памятный матч из собственной юности: 1955-й, СССР — ФРГ. К стадиону «Динамо» съезжались со всей Москвы ампутанты на тележках — их звали «танкисты»...

— А я еду домой мимо новой динамовской «капсулы» и вспоминаю, как первый раз в жизни оказался на футболе. Двоюродный брат, прошедший всю войну в артиллерии, привел меня на стадион в 1946 году.

Евгений Евтушенко в 2009-м. Фото Александр Вильф, архив «СЭ»
Евгений Евтушенко в 2009-м. Фото Александр Вильф, архив «СЭ»

— Господи.

— Мне было 11 лет. «Динамо» играло с «Торпедо».

— 74 года назад.

— Представляете? Стаж! Сейчас прихожу на стадион — с соседней трибуны полтора часа на морозе орут: «На...! На...!» Не закрывая рта. Вот кого надо в театр-то.

— Сами поражаемся — какое должно быть самообладание.

— Сколько же нужно?.. Но дело не в этом. Фанатов теперь рассаживают по разным трибунам, чтобы избежать мордобоя и отстрела. А прежде у стадиона «Динамо» был уличный клуб. Даже в те дни, когда не было матча, стояла толпа. Люди темпераментно обсуждали игру — но морды не били...

— Называлось место «брехаловка». Мы застали.

— Верно! Это потрясающе!

— С Евтушенко, вашим соседом по высотке на Котельнической набережной, о футболе говорили?

— Мало. Расскажу другую историю. В нашем доме до сих пор есть подземный гараж. В советские времена въехать туда было практически нереально, мы с Женькой долго стояли в очереди. Когда умер архитектор Чечулин, эту высотку и проектировавший, одно место в гараже освободилось. Внепланово. Мне шепнули, что комиссия выбирает между мной и Евтушенко. Я понимал, что шансов у меня никаких. Евтушенко — популярнейший поэт, глыба. Но тут он опубликовал стихотворение «Тараканы в высотном доме».

— Про Котельническую?

— Нет, писал про страну — аллегорически. Но тараканов в доме действительно было несметно, гаражная комиссия обиделась. В гараж въехал я.

Александр Ширвиндт. Фото Федор Успенский, «СЭ»
Александр Ширвиндт. Фото Федор Успенский, «СЭ»

«Торпедо»

— Когда последний раз были на футболе?

— На Восточной наши играли с «Шинником», победили — 2:0. Но это не прошлый год, 2018-й. Главным тренером еще был Колыванов.

— Если «Торпедо» выйдет в премьер-лигу, будете чаще на матчи выбираться?

— Ну, крест-то у меня пожизненный. Так что готов ходить на «Торпедо» вне зависимости от того, в какой лиге команда играет. К сожалению, не всегда время позволяет.

— С Романом Авдеевым, новым хозяином клуба, знакомы?

— Нет. Предыдущее поколение я знаю — а нынешних разбираю с трудом. Когда у «Торпедо» дела были совсем плохи, мы ходили по газетам, что-то клянчили, рассказывали... Наш ностальгический ретро-стадиончик буду помнить всегда. Эту потешную «правительственную ложу», похожую на скворечник. С красным бархатным закуточком. Анекдотическая по сегодняшним временам! Милота же?

— Еще бы.

— Как-то смотрим футбол с Толей Бышовцем, зашли в ложу по рюмке хлопнуть. Мороз страшный. Вдруг он произносит: «Давай выйдем, сейчас гол забьют». Только высунулись — точно, гол! Это же какое звериное надо иметь чутье. Бышовец потрясающий!

— Артистичный человек.

— Очень его люблю...

— Нынешние торпедовские перемены радуют?

— А я все понимаю. Поначалу восторг: «О, наконец! Отняли землю у Прохорова, построят стадион!» Потом всмотрелся — рядом с ареной огромный жилой массив. Ммм... Ну, не важно! Главное, что стадион все-таки будет.

— Евгений Леонов однажды наблюдал за игрой «Торпедо» со скамейки запасных. У вас такой опыт был?

— Разумеется. И с Козьмичом сидел на лавочке, и с Лобановским, когда тот еще в первой лиге «Днепр» тренировал. И за воротами Левы Яшина стоял рядом с Лешей Хомичем, легендарным голкипером и прекрасным фотокором. А иногда кто-то из комментаторов брал с собой в кабину. За 74 года, что хожу на футбол, смотрел матчи из всех возможных точек.

Актер Евгений Леонов (слева) со сборной СССР на чемпионат мира-1982 в Испании. Фото архив «СЭ»
Актер Евгений Леонов (слева) со сборной СССР на чемпионат мира-1982 в Испании. Фото архив «СЭ»

— Слышали мы историю: Одесса, гастролирует Театр Сатиры. Там же играет «Торпедо». Вечером вы с Андреем Мироновым приходите в номер Валентина Иванова — где пьете водочку и запиваете кефиром. Все понимаем — но почему кефиром-то? Что за изуверство?

— Во-первых, это очень полезно...

— А во-вторых?

— Значит, нечем было закусить! Вы Козьмича вспомнили. Была у нас история. Играли в Лондоне матч за звание чемпиона мира Карпов с Каспаровым (внесен Минюстом в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента). Меня от ЦК комсомола приютили в группе поддержки Каспарова.

— Какое везение.

— Это чистый случай — в то время попасть в Лондон! Какой год — посмотрите в Google. Тогда шаг влево, шаг вправо — расстрел. За границей советские граждане передвигались табуном, взявшись за руки. Только мы с Толей Местечкиным махнули на всех и ходили, как хотели. Живем один раз!

— Это что ж за артист такой?

— Не артист, а директор ЦУМа. Фанат шахмат! Был «куратором» в команде Карпова. В общем, вышли мы из-под надзора, отправились бродить по вечернему Лондону. Там же в те дни находилось «Торпедо». Мы гуляли-гуляли — и набрели на какой-то рынок. Два часа ночи. Глядим: откуда-то крадется Валька...

Валентин Иванов (в центре), с помощником Юрием Золотовым (справа) и водителем командного автобуса «Торпедо» Владимиром Есаловым в 1980-е. Фото Сергей Колганов, архив «СЭ»
Валентин Иванов (в центре), с помощником Юрием Золотовым (справа) и водителем командного автобуса «Торпедо» Владимиром Есаловым в 1980-е. Фото Сергей Колганов, архив «СЭ»

— Иванов?

— Да! В одиночестве! Он же начальник — всех запер в гостинице и пошел по Лондону. Я из-за угла протяжно: «Козьми-и-ич!» Он дернулся, будто вилкой ткнули, обернулся — глюки?! Продолжения нет. Выдохнул: «Уф-ф...». Отпустило. Померещилось. Тут я снова: «Козьми-и-ич...»

— Ну и дела.

— На третий раз я понял — Валька сейчас умрет от инфаркта. Пришлось вскрыться.

— Козьмич мог и матом обложить.

— Знали бы вы как! Я однажды оказался на торпедовской базе в Мячкове на разборе игры у Иванова. Это дельфиний язык. Ультразвук. Но все его прекрасно понимали, даже какой конкретный эпизод матча Козьмич имеет в виду. Хотя там не было ни единого приличного слова.

— Вы тоже в этом деле профессор. Насколько знаем.

— В матерщине-то? В театральном мире многие могут. Но теперь же запретили. Дума разобралась и постановила. Всего четыре слова под запретом. Правда, основополагающих. Но можно выкрутиться, можно.

Полностью разговор — в нашем материале в рубрике.