Привет, сегодня постараюсь объективно изложить факты и выводы, к которым я пришел в первый год работы фотографом на фрилансе. Покажу скрины заработка и объясню, как зарабатывать больше по каждой позиции.
Мое желание стать профессиональным фотографом зародилось еще в долгих пяти годах работы в найме. Невероятно, но я был поваром в ресторане.
Было сложно решится уйти с насиженного места, постоянной, хоть и низкооплачиваемой работы.
Но, в очередной раз, получив свою “гигантскую” зарплату в 22 тысячи рублей в 2014 году, я понял, что в ближайшем будущем все что меня может ждать - это должность су-шефа за 25 тысяч. Это бы был апогей моей карьеры.
Вспомнив, пророческие слова родителей и своего окружения про необходимость высшего образования каждому человеку, я пошел учиться в ВУЗ, не особо понимая даже на какую специальность.
Совмещая умственную и физическую деятельность, работать полный день поваром я не мог, да и не видел смысла, ведь результат был понятен. Я решил, что пришло время монетизировать мое давнее увлечение фотографией.
Подробно про весь путь расскажу в другой статье, сейчас покажу реальные факты, честные цифры и выводы, проверенные уже собственным 14-летним опытом фотографа.
Читайте внимательно
В среднем, час работы фотографа, на тот момент, оценивался в 2000 рублей. По сравнению с работой поваром - это звучало как сказка. Час работы повара стоил всего 120 рублей, но работа по найму и есть работа по найму - нашел ресторан, приходишь, работаешь с 10 до 23, получаешь зарплату два раза в месяц и распоряжаешься своими бешеными тысячами, как хочешь.
Чтобы понять для себя, что занимаюсь тем, чем стоит заниматься, что я не летаю в облаках, в голове сформировалась четкая цель: “Мне нужно заработать те самые 22000 рублей за месяц, то есть 11 часов съемки”.
Спустя время, пришло осознание того, что работу эту нужно еще и найти, а фотографии еще и обработать. Тогда казалось, что просидеть несколько часов за компом с чашечкой кофе, обрабатывая фотографии, за которые тебе заплатили почти в 20 раз больше, чем ты зарабатывал раньше - это скорее счастливая сказка, чем работа. Конечно, забегая сильно вперед, так оно и есть, уж точно по сравнению с тяжелой физической работой.
Но, есть одно “НО”
Фотография - это не кирпичи или еда, которые нужны всем и всегда. Мне, правда, часто казалось странным, когда тебе платят за то, что ты просто делаешь прикольные картинки. Тогда я еще не понимал, что платят не за картинки, а за решение возникшей задачи.
Поизучав Ютуб, меня осенило: свадьбы - то, что мне нужно, чтобы начать головокружительную карьеру фотографа. Всем известен факт: фотограф на свадьбах нужен сразу на несколько часов. А большой бонус был в том, что на практически любую свадьбу нужен фотограф, и никто не спорит с тем, что нужно заплатить фотографу 24 тысячи рублей за полноценный съемочный день. В тот момент я думал, что наткнулся на “золотую жилу”.
Сейчас я понимаю, когда люди планируют свадьбу, то перед ними встает целая куча задач: соответствовать традициям, купить платье, позвать всех родственников и нанять фотографа.
Оказалось ,что фотограф нужен не только “потому что так заведено”, а по вполне объяснимым причинам: свадьба - это знаменательное событие в жизни любого человека, этот день нужно запечатлеть на память для потомков, в этот день придет много родственников, с которыми неплохо сфотографироваться на долгую память, а еще, плюсом ко всему, если ты тратишь на свадьбу свой годовой бюджет, то ты обязательно хочешь иметь доказательства этого грандиозного события. Для всех этих задач логично нанять фотографа, который сумеет запечатлеть самое памятное событие в твоей жизни.
Кратко, стандартный путь новичка - есть рынок фотоуслуг, спрос на который уже сформирован, и встроиться в него намного легче, чем зазывать людей на свои творческие фотосессии.
Так как я не мог назвать себя опытным фотографом, не был уверен в том, что делаю, не знал, что нужно делать, чтобы все фотографии “получались”, как правильно использовать свет, как снимать в различных условиях, я понял, что 2000 за час работы много и решил, что буду называть цену в 1000, или 1500 за час, в зависимости от типа съемки.
За первый год я снял около 7-8 свадеб, из которых не было ни одной полнодневной. А находить заказы оказалось не так просто, как я рассчитывал.
Первую свадьбу, которую я снял с большой скидкой бывшим коллегам, заказали, увидев мои посты в вконтакте о том, что я снимаю и выкладываю фотографии со своих творческих съемок, вроде таких:
Вторая свадьба была знакомым знакомых. Третий заказ - каталожная съемка для магазина, за которую мне до сих пор не стыдно. Это была первая съемка, перед которой я прошел первые бесплатные уроки по фотографии.
Владелица магазина позвала меня снимать свадьбу, это был четвертый заказ.
Еще было пару съемок меню суши бара, выпускной школы и университета, крестины, несколько дней рождения, индивидуальные съемки.
Итог: 19 съемок за три месяца. Самый высокий чек - 9000 руб. за съемку свадьбы на 6 часов и самый низкий 800 рублей за творческий фотопроект. Всего 59 300 за три летних месяца
А теперь самое интересное
Какие выводы я сделал:
- Работать фотографом на фрилансе точно возможно, я почти сразу заработал ту же сумму, которую бы заработал поваром. Такая работа мне понравилась, я даже начал ощущать некий азарт. Для меня была неважна даже сама сумма. Количество заработанных денег я воспринимал скорее как заработанные очки в игре, пытаясь побить собственный предыдущий рекорд.
- В периоды, когда тебе никто не пишет и не звонит, становится очень печально и обидно, хочется даже бросаться фотоаппаратами в стены. Поэтому в получении клиентов должна быть какая то система. О которой я поясняю здесь
- Ошибочно утверждение, что творческие съемки никому не интересны кроме меня и нужно снимать только коммерческие направления. Почему? Делюсь своими мыслями в другой статье
ИТОГ
Если бы я был уверен в своем результате, то заработок можно было бы увеличить в 2 раза, не делая скидок и подняв цены хотя бы до средних.
Что нужно делать?
Нужно учиться всему, что будет полезно, понятно, пошагово: маркетингу, применению света, взаимодействию с моделью, композиции, цвету и стилям.
Поэтому следующие пять лет вместе с работой фотографа я жадно поглощал и применял все знания из доступных мне источников. А из института, с непонятной мне специальностью, я ушел спустя полтора курса.
Было интересно? Получай полезные лайфхаки на моем телеграмм канале