Найти тему
Просто про жизнь

Что происходит с нашими детьми, и кто в этом виноват?

Открываю ежедневную газету. И опять большими буквами заголовок: «Подросток пырнул ножом сверстника, устав от травли».

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Трагедия произошла в городе Н., хотя название города совсем не имеет значения. Случай не уникальный.

Слава Богу, все остались живы.

По версии следствия, причиной мог стать «затянувшийся конфликт между школьниками». Но ведь чтобы конфликт стал «затянувшимся», его надо затянуть.

Здесь речь идет не о жестком буллинге, а о более мягкой его форме.

Но не стоит недооценивать отношения, которые иногда возникают вроде как шутя – один другого постоянно подкалывает ("рофлит" – так это называется на молодежном сленге), оскорбляет, подначивает. Вроде ничего страшного в этом нет. Дети шутят.

Это может быть даже незаметно для учителя, ведь рассчитан такой театр одного актера в большей степени на одноклассников.

И в наше время такое было, и нам казалось, что ничего предосудительного в таких отношениях нет. Так, дружеские шутки. Но и психика у нас покрепче была, и, вероятно, за какие-то нравственные пределы такие шутники все-таки не выходили.

– Он и других доставал, но тому, который его порезал, больше всех доставалось, ведь он заморышем был, –

рассказал один из одноклассников.

Кто-то из взрослых в комментариях обвинил во всем компьютерные игры. О! Это отдельная тема. Может, какую-то роль сыграли и они, но, конечно, в данном случае не главную.

– Бойтесь гнева терпеливого человека, он отомстит тогда, когда вы уже сами забудете и человека, и причину гнева, –

писал английский поэт и драматург Джон Драйден.

– Я не думала, что такое вообще может произойти. У меня замечательный класс, замечательные дети. Что один ребенок, что другой. Оба положительные, –

сокрушается классный руководитель.

Только вот один положил на другого, а другой его чуть не уложил.

– Д. шутник у нас, любит подтрунивать над всеми, веселый парень, добрый, –

продолжает учительница убеждать себя.

Даже лишившись работы (а ее уволили), она не поняла, ЧТО произошло?

Нет, пожалуй, учитель не мог не замечать происходящего в классе. Ведь это взрослый человек, получивший педагогическое образование, изучавший психологию.

Вспомнился случай из моей учительской жизни. Классе в седьмом я перевела старшего сына из школы, которая мне казалась слабой, в ту, в которой работала сама.

В классе он подружился только с одним мальчиком, с остальными отношения были ровные, индифферентные.

Как-то коллега заметила, что парень из ее класса, постарше, его постоянно задирает: то циркулем ткнет, то толкнет.

Сказала мне:

– Понаблюдай.

Сам сын мне, конечно, ничего не говорил.

Он внешне выделялся: высокий, симпатичный, с длинными волосами (которые являлись предметом моей с ним борьбы). А парень, его задиравший, как говорится, «лицом не вышел», ростом невелик, но постарше моего на пару лет.

Я долго наблюдать не стала, завела этого смельчака в кабинет, закрыла изнутри дверь на ключ.

Он от неожиданности испугался. Слова, сказанные мной тогда, помню до сих пор:

– Я в этой школе работаю пятнадцать лет, и не позволю, чтобы какая-то шушера (из уст филолога это звучало более чем …) позволила себе хоть как-то обидеть кого-то из учеников, включая моего сына.
Если ты приблизишься к нему менее, чем на десять метров, будешь иметь дело со мной.
Ясно?

Что ему должно было быть ясно, я и сама не знала.

– Да, почти шепотом выдавил он из себя.

Хотя чем для него могла быть опасна молодая учительница литературы? Но, видно, в моем голосе было столько стали и решимости, что он реально испугался.

Больше проблем на этой почве не возникало. Парень этот старался даже в поле моего зрения не попадаться.

Если бы моя коллега тогда не обратила внимание вроде как на шутки, ситуация могла бы завершиться совсем по-другому.

От учителя зависит много. Очень много.

— Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать, —

без всякой иронии сказал Уинстон Черчилль.

Я бы добавила:

Те учителя, которые искренне любят свою работу , уважают учеников и обладают авторитетом (а завоевать его ой как непросто).

Чего только не внедрили в школьную программу, а уроков, где бы детей учили взаимодействовать друг с другом, нет.

Вам приходилось сталкиваться в школе с подобным? Пишите. Обсудим.