Строго определить жанровую принадлежность "Мужчины, гордости, мести" не так просто. Wikipedia обозначает четко: спагетти-вестерн. IMBD в разделе More like this выдает ссылки исключительно на спагетти-вестерны. А пользователи расходятся во мнениях. Кто-то говорит, что это не вестерн, поскольку место действия - не Дикий Запад. Другие называют картину noir в стилистике спагетти-вестерна и по-своему правы, ибо фильм - о роковой страсти, движущей обреченного героя к безнадежной развязке. Я предлагаю довериться авторам и прокатчикам фильма, которые все-таки недвусмысленно обозначили жанр.
Достаточно посмотреть на постеры, чтобы развеять сомнения. Любители жанра безошибочно узнают неповторимую стилистику кино-афиш. Не убеждает? Тогда совсем "тонкий" намек: в Германии прокатчики отказались от оригинального названия и без затей крупно написали на плакате - DJANGO. Логика понятна - только что с триумфом прошел одноименный фильм Серджио Корбуччи с тем же Франко Неро. И даже более деликатные англоязычные дистрибьюторы в качестве рекламного слогана употребили немецкое название - "С Джанго приходит смерть".
Поэтому я, несмотря на собственные колебания в ходе просмотра, буду рассматривать "Мужчину, гордость, месть" как вестерн.
Понятны сомнения зрителей. В оригинале героев зовут... Хосе и Кармен. Место действия - Севилья. Хосе - молодой военный. Кармен - цыганка, пришедшая наниматься на фабрику, которую караулит подразделение Хосе. Ничего не напоминает? Конечно, это сюжет легендарной новеллы Мериме "Кармен", пересказанный что называется близко к тексту.
Собственно, примерно первая треть фильма выглядит как добротная экранизация литературной классики, как это когда-то называли в СССР. Каноническое повествование находит адекватное воплощение на экране.
Знакомство молодого военного Хосе с красавицей Кармен, поножовщина на фабрике из-за оскорбления "грязной цыганкой", арест Кармен и побег с невольным пособничеством Хосе, неизбежное разжалование и внезапно вспыхивающая страсть - знакомые повороты интриги дотошно перенесены на экран.
Как по нотам разыграна и классическая сцена роковой перемены участи. Влекомый ревностью и подозрением, Хосе выслеживает Кармен, когда она отправляется на свидание с...его офицером. Перепалка на повышенных тонах перерастает в драку, и вот Хосе, невольный убийца, истекающий кровью после удара ножом, теряет сознание, чтобы очнуться...Джанго, культовым героем спагетти-вестерна.
Нет, испанская Альмерия, где снималось подавляющее большинство спагетти-вестернов, здесь не "играет" Дикий Запад. И тем не менее с этого момента "Мужчина, гордость, месть", не меняя принципиальной локации, обретает узнаваемый стиль вестерна a la Italiana.
Новелла Мериме написана в 1845-м году, а действие фильма перенесено в эпоху, близкую освоению Дикого Запада, что сразу заметно хотя бы по наличию аутентичного той эпохе оружия. Если известная версия 1942-го года Кристиан-Жака с Жаном Маре следовала традициям костюмного фильма, то фильм режиссера Луиджи Баццони после "испанской" заявки однозначно решен в стилистике спагетти-вестерна.
Если вы более или менее разбираетесь в этом под-жанре, то без труда опознаете знакомый характер ландшафтов, мизансцены, композиции кадра, специфический подбор актеров. К месту пришлись скачки и перестрелки, ограбление дилижанса, поединки на ножах и всем известная - тут тоже без сюрпризов - брутальная развязка.
Баццони и его команда делают неплохую работу. Никаких откровений вы не увидите, однако все поработали профессионально, и фильм в целом смотреть приятно. Можно отметить и саундтрек Карло Рустикелли - опять же, мелодии этого универсального композитора вряд ли врежутся в память, зато вполне порадуют слух во время просмотра.
Если вы все еще сомневаетесь после всех отсылок к спагетти-вестерну - вот вам замечательный Клаус Кински, одна из "икон" жанра. Жаль, что этот колоритный актер по большей части играл вторые и эпизодические роли (приятное исключение - "Великое безмолвие" Корбуччи). Зато каждое его появление - незабываемо. Помните горбуна из "На несколько долларов больше" Леоне? Как всегда, Кински на высоте и здесь.
Кстати, раз заговорили об актерах, на мой взгляд, - это главная причина смотреть "Мужчину, гордость, месть". Прямо скажем, вестерны мы видали получше. Много лучше. Получить удовольствие от канонической истории помогают в первую очередь именно исполнители главных ролей.
Начнем с Тины Омон, очень красивой и обаятельной женщины. Я бы сказал, типажа Клаудии Кардинале - выразительные глаза, откровенная чувственность, эмоциональность. Правда, Омон не стала супер-звездой, хотя в 60-70-е снималась в Европе активно (играла даже у Феллини).
Не буду преувеличивать - Тина Омон скорее действительно радует глаз, нежели поражает глубиной актерской игры. Ну, не Анна Маньяни. Но и не хочу уходить в критиканство - в конце концов, фильм не претендует на какое-то "переосмысление" растиражированный вплоть до советских духов истории. Тина Омон, помимо несомненной приятности для взора, адекватно отражает непредсказуемость, непостоянство, взбалмошность, даже ветреность персонажа. Такая точно может и голову вскружить, и ослепить ревностью, и довести до исступления.
Да, повторюсь, характер Кармен лишен глубины страстей, трагического надлома или чувства обреченности. Кармен от Омон скорее просто своевольная эгоцентричная женщина, но опять же - мелодрама в стиле спагетти-вестерна и не обещала нам невероятных откровений.
Если Тину Омон можно похвалить, то Франко Неро выше всяких похвал. В одной из публикаций я рассказывал, как Ален Делон дает мастер-класс актерской игры, снимаясь даже в откровенно коммерческом боевике. То же самое я могу повторить про игру Франко Неро в этом, скажем честно, не самом выдающемся образце мелодраматического вестерна.
Поймал себя на том, что, делая скриншоты для публикации, скопировал не меньше полусотни крупных планов Неро. И уверенно мог бы загрузить каждый - только тогда статья оказалась бы бесконечной!
В начале истории Хосе - восторженный, в чем-то простодушный молодой красавчик, по уши влюбившийся в соблазнительную цыганку. Он становится невольным пособником ее побега из-под стражи, его карьера под угрозой, но он, кажется, ни о чем не может думать, кроме как о своей любви, хотя очевидно, что ни к чему хорошему она не приведет.
Однако постепенно у Хосе проявляются вспышки ярости, приводящие к звонкой оплеухе по щеке Кармен, а затем к драке с офицером. Хосе не хочет убивать соперника. Получив удар ножом, Хосе лишь обезоружит его, и тот погибнет нелепо и случайно, приведя Хосе в неописуемый ужас - вся прежняя жизнь перечеркнута в один фатальный момент.
И вот Хосе - "Джанго", outlaw, человек вне закона. От возвышенного молодого парня не осталось и следа. Тяжелый взгляд и плотно сжатые губы - и при этом попытки оставаться человеком, не допускать убийства, даже находясь среди отпетых бандитов. Но долго ли он продержится? Да и Кармен на каждом шагу дает повод к ревности и отчаянию.
В общих сценах с Тиной Омон Франко Неро начисто переигрывает партнершу, демонстрируя яркую гамму эмоций. То взрывается яростью, то самым жалким образом умоляет о любви и верности, то готов надавать Кармен пощечин со всего размаха, то строит воздушные замки о бегстве в Новый Свет и иллюзорном счастье.
Мне кажется, в этой ленте драматический центр - не Кармен, а Хосе-Джанго. Характер Кармен-Омон в принципе не меняется, в то время как персонаж Неро проходит роковой путь от возвышенной влюбленности к полному краху личности и неизбежной кровавой развязке. Не случайно, многие в связи с этим фильмом упоминают слово noir, о чем я говорил в начале. Согласен, Джанго становится именно героем noir "на грани нервного срыва" после встречи со своей femme fatale. Неро отыгрывает роковую трансформацию по полной программе.
Могу ли я рекомендовать "Мужчину, гордость, месть"? Да, в трех случаях. Первый. Вы интересуетесь спагетти-вестерном и стараетесь охватить этот жанр в разных его проявлениях. Второй. Вы верный фанат "Кармен", и вам интересны любые интерпретации излюбленного сюжета, будь то балет с великой Плисецкой, костюмная лента с Жаном Маре или "страсть в пыли" в духе вестерна. Третий. Вы - поклонник Франко Неро. Вот в этом случае, на мой взгляд, - смотреть однозначно!