В период существования Советского Союза таможенные органы не были такими многочисленными как сегодня. Связанно это с тем, что рынок не был открыт. Но так или иначе, торговля шла. И немало внимания уделялось физическим лицам и членам экипажа морских и воздушных судов.
Разумеется, что случались занимательные случаи. Об одной из таких интересных историй поведал наш постоянный читатель, который в ту пору трудился таможенником в одном из морских пунктов пропуска (точную локацию называть не будем, но это был юг страны).
В середине восьмидесятых в порт приходили из Аргентины грузы. Данная категория экипажей славилась своей склонностью к совершению контрабандных сделок. Старались они ввезти в СССР предметы ширпотреба (который был к тому времени дефицитом).
Баловались этим даже капитаны морских судов. Вот и настала пора проводить таможенный и пограничный контроль в отношении судна (судно из Грузинской ССР), стоявшего на причале. Капитан к комиссии не вышел, сославшись на плохое самочувствие.
Такое было большой редкостью, и сотрудники таможни решили уделить ему особое внимание. Его каюту в присутствии погранцов тщательно досмотрели и обнаружили приличное количество незаявленных предметов иностранного производства.
Ему предложили открыть судовой сейф (хотя досматривать его не имели право, так как там находились документы по действиям судна в военный период). Капитан в горячке открыл и таможенники увидели большое количество часов, плееров, калькуляторов и т.д.
Мелочевка (скажет или может сказать современный читатель), а сотрудник советской таможни знал про статью 102 Таможенного кодекса СССР:
Контрабанда, выразившаяся в незаконном перемещении товаров или иных ценностей через государственную границу СССР с сокрытием предметов в специальных хранилищах либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда, выразившаяся в незаконном перемещении через государственную границу СССР взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения, наказывается в уголовном порядке.
Сейф опломбировали, вызвали сотрудника первого отдела пароходства. Затем оформили протокол. На следующий день мытника вызвали к начальнику таможни на ковёр. В кабинете находился тот самый капитан-нарушитель.
Шеф дал указание убыть на судно и получить правдивое объяснение капитана. Таможеннику было на тот момент было 24 года, а оппонентам - в два раза больше (уважаемые люди, не иначе). В каюте капитана был накрыт великолепный стол
Таможенник вышел и заявил о том, что в такой обстановке работать не будет! Капитан начал предлагать различные варианты решения вопроса, в том числе посредством залога Волги, чтобы собрать необходимую сумму в рублях.
Через пару часов часов беседы таможенник получил правдоподобное объяснение о продаже предметов контрабанды заинтересованным лицам. Затем наш герой удалился восвояси, немного удивляясь от всей этой картины.
Эпилог: через пару лет после оформления на рейде такого же танкера, к таможеннику подошел член экипажа и отчитал его. Всё дело в том, что капитану обошлось решение "вопроса" в республике в пятьдесят тысяч советских рублей.
Была ли коррупция в те времена? Разумеется, была. Но её масштабы ни в какой сравнение не идут с тем, что мы наблюдали после распада Советского союза...
© Злой таможенник