Осети́нский пиро́г (осет. чъиритæ; в дигорском диалекте — къеретæ) — плоский пирог с начинкой, характерный для осетинской кухни. Бывает круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину) и треугольной формы.
История осетинского пирога насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин — скифов, сарматов, отсюда обилие блюд из молочных продуктов и мяса.
Хорошо сделанным в Осетии считается пирог с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пирог с толстым слоем теста считается признаком неопытности хозяйки.
В зависимости от начинки осетинский пирог имеет различные названия. Бо́льшая часть названий состоит из основы и суффикса -джын (в дигорском диалекте -гун), который «указывает на содержание чего-либо или обладание чем-либо». Пирог в Осетии является культовой едой (имеют ритуальное значение).
Разрезанный фыдджин
Виды осетинских пирогов:
- Кабускаджын (осет. къабускаджын, къабускагун) — пироги с измельчённой капустой и сыром
- Уалибах, Хабизджин (осет. уæлибæх, хæбизджын, æхцин, цихтгун) — пирог круглой формы с осетинским сыром
Эти виды пирогов исключительно тe, что употреблялись осетинами с древних времен.
Ритуальное значение
С осетинским пирогом связан обряд три пирога (осет. æртæ чъирийы), совершаемый в большие религиозные, национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют Бога, солнце (небо) и землю. На траурной трапезе отсутствует один пирог, который символизирует солнце, так как над усопшим не будет солнца.
В современной городской культуре
Помимо кафе и ресторанов, осетинские пироги получили широкое распространение как сытная еда по доставке — в качестве альтернативы доставке пиццы или даже вместе с пиццей в меню одной пекарни. Пекарни с доставкой осетинских пирогов распространены не только в Осетии, но также и в различных городах России, Украины, других стран. Они давно переросли этап обслуживания местной осетинской диаспоры и рассчитаны на широкого потребителя — это выражается, в частности, в экспериментах с начинками ради расширения витрины.
Популяризация названия «осетинские пироги», под которым скрываются самые разные кулинарные вариации, вызывает неоднозначную реакцию в Осетии. В частности, существует инициатива по включению осетинских пирогов (и связанного с ними комплекса традиций) в список нематериального наследия ЮНЕСКО