Советы от главного аналитика НТИ "Автонет" Дениса Пилипишина.
Часто статьи о заносе начинаются с фразы о том, в занос лучше не попадать. Тезис верный, однако с тем же успехом можно сказать – давайте никогда не будем ошибаться и всегда предсказывать ситуацию на 100%. Хорошо бы, но так не бывает.
Детальные рекомендации, впрочем, тоже полезны относительно. Сравните – даже если вы детально выучили описание всех приемов самбо, если это знание не сопровождается умением, то при встрече с грабителем оно не поможет.
Тем не менее, как говорится, «в практической жизни теорию полезно знать заранее», поэтому определенное понимание пригодится. Обратим внимание на следующие вещи.
1. Тип привода автомобиля.
Привод может быть передним, задним и полным, причем в последнем случае возможны варианты.
Вне зависимости от привода при развитии заноса не стоит тормозить. Если привод задний, то нужно немного сбросить газ и довернуть руль в сторону заноса – т.е. в ту сторону, куда движется задняя часть автомобиля. В случае переднего привода, наоборот, помогает добавление газа, вытягивающее машину. Главное не путать занос со сносом передней оси в повороте, тогда наоборот, добавление газа может навредить.
С полным приводом сложнее. На скользкой дороге полный привод создает иллюзию безопасности, т.к. машина уверенно разгоняется по снегу и даже по льду. Но тормозит-то она не лучше обычной.
Поведение автомобиля 4х4 в заносе сильно зависит от конструкции. Если полный привод постоянный, как на Ниве, ситуация более прогнозируемая. Но бывает сложнее. Мне довелось ездить на машине, где базовый привод был передним, а задний мост подключала электроника по своему, разумеется «умному», алгоритму. Поведение этой машины в заносе было совершенно непредсказуемым. Только что она демонстрировала повадки переднего привода, и вдруг начинает мести хвостом как какая-нибудь «Волга» на летних шинах. Разгадать алгоритм не удалось, он каждый раз был разным. Поэтому на полном приводе, в основном, приходится полагаться на действия рулем, а газ стоит держать постоянным.
2. Электронные системы
Мое субъективное, но экспертное мнение – в сложных ситуациях электронные системы могут навредить. Они рассчитаны для неких средних условий эксплуатации и могут помочь очень среднему водителю. Но в критический момент способны блокировать возможность управления машиной.
Например, был у меня один модный французский автомобиль с чрезвычайно чувствительной противобуксовочной системой. На сухом асфальте все работало хорошо. Но вот нужно экстренно освободить перекресток в снегопад/гололед, или встроиться в поток, не создавая помехи, нажимаю газ – а противобуксовочная система тут как тут – и машина еле ползет. Хорошо кнопка ее отключения была под рукой… Такая же реакция была и когда нужно вытянуть машину из заноса. Причем после отключения система скоро активировалась сама – спасибо «заботливым» инженерам.
Или АБС. Обычно помогает, но на льду или скользком снегу, система может растормаживать колеса слишком рано, и ваш тормозной путь увеличивается в разы.
Или автоматическая коробка передач, которая в самый неподходящий момент вдруг включает передачу, которая ей (но не мне) кажется сейчас наиболее оптимальной.
Общий вывод по электронным системам таков: не стоит на них уповать. В обычной ситуации они могут помочь, но если занос уже начал развиваться, они способны блокировать возможности активного управления автомобилем.
3. Шины
Вряд ли стоит повторять, что хорошая резина зимой полезна, об этом все говорят. Вопрос скорее – какую выбрать. В последние годы стала популярной идея, что в крупных городах шипы не нужны, якобы достаточно обычной зимней резины или «липучек». Я бы здесь отметил следующее.
В большинстве случаев шипы в городе действительно не нужны. Но вот в меньшинстве они оказываются очень полезны. Причем, согласно тестам журнала «За рулем», шипы решительно выигрывают у липучек, если мороз не сильный.
Приведу пример. Ехал как-то поздно вечером по одному из проспектов Москвы. И в одном месте, прямо перед перекрестком, прорвало трубу, вода вылилась на дорогу и замерзла. Я-то с шипами успел затормозить, но сторонники тезиса «шипы в городе не нужны» останавливались там друг об друга, и собралось их довольно много.
Да, сильный гололед в крупном городе бывает редко. Но все-таки бывает, и если шипы один раз в год спасут вас от аварии, то этим они окупят все свои неудобства.
4. Масса
Как известно из школьного курса физики, масса есть мера инертности тела. Иными словами, чем больше масса, тем больше тело сопротивляется изменению скорости. Все это справедливо и для автомобиля. Тяжелый автомобиль поставить на место будет сложнее. Но есть и плюс - по моим ощущениям, на скользкой дороге тяжелые машины ведут себя стабильнее, так что если не делать резких движений, не допустить занос проще.
5. Самое главное
Самое главное – это умение, навык, когда вы автоматически и моментально реагируете на развитие заноса, купируя его в самом начале быстрым, коротким и точным движением. Для этого нужна тренировка. Вспоминается сюжет из одного брутального фильма:
Ученик жалуется тренеру: «У меня не получается этот прием, потому что он слишком сложный!
Тренер отвечает: «У тебя не получается этот прием, потому что ты, свинья, мало тренируешься!»
Если опыта немного, обязательно нужно потренироваться где-нибудь на закрытых площадках, может даже с инструктором – намеренно вызывать занос и пробовать выходить из него. Потом можно аккуратно практиковаться на дорогах. Лично я в снегопад или в гололед при каждом возможном случае умышленно сдергиваю машину в занос и потом ставлю на место. Обычно за поездку это получается много раз. Но делать это нужно безопасно – в частности, я провоцирую занос только тогда, когда рядом достаточно свободного места, чтобы исправить ошибку, если что-то пойдет не по плану.