Найти тему
sputnik.by

Кто восполнит потери белорусского экспорта?

  © Pixabay
© Pixabay

Санкции и геополитические сдвиги закрыли для Беларуси украинский и некоторые западные рынки. Потери от выпадения Украины из торговли оцениваются примерно в 5-5,5 млрд долларов при общем годовом объеме 40 млрд долларов.

Речь идет примерно о 13-13,8% всех поставок из республики. Для экспортоориентированной экономики это существенная доля. Какие новые и старые направления позволят ее восполнить?

Что продавали Украине

Несмотря на мировой коронакризис и внутриполитическую нестабильность, в 2020 году продолжился рост экспорта Беларуси, если считать в белорусских рублях. По данным Белстата, в 2019-м общая сумма была около 68,9 млрд рублей. В 2021-м – уже 71,6 млрд.

Но в долларовом эквиваленте в 2018-2020 годах экспорт все же снижался: с 33,9 млрд до 29,2 млрд долларов. В 2021-м произошел резкий скачок и в рублях, и в долларах. Суммы составили более 101,3 млрд рублей и 39,9 млрд долларов.

Однако в 2022-м году из экспорта выпал большой украинский сегмент. По оценкам премьер-министра Романа Головченко, доля экспорта на Украину составляла 13%. По его словам, годовой объем – это порядка 5 млрд долларов.

Эти данные подтверждаются Госслужбой статистики Украины. Товарный импорт из Беларуси в 2021 году был равен примерно 5,5 млрд долларов. Приблизительно такая же сумма приходилась на товары из России. Для Украины это очень большой объем, если сравнивать поставки из других стран. Потоки белорусского импорта можно сопоставить с китайским или немецким. На Украине в 2021-м они составили соответственно 7 млрд и 6,6 млрд долларов.

Порядка 50% всех поставок на Украину из Беларуси – это нефтепродукты. В последние годы для белорусских продавцов топлива это был довольно маржинальный рынок. Также поставлялось немало удобрений: сумма превысила 200 млн долларов. Почти такой же объем по машиностроению. Закупала Украина и электроэнергию. В 2021-м вышла сумма 44,7 млн долларов.

Европа никуда не делась

В белорусском экспорте важным было и направление ЕС. На него в прошлом году пришлось 23,9% всех поставок из Беларуси. В 2022-м Евросоюз продолжил торговлю, несмотря на санкции.

Премьер-министр Роман Головченко в августе заявлял, что некоторые страны ЕС в первом полугодии даже увеличили импорт из Беларуси. Среди них, например, Польша, Чехия, Испания. При этом на европейский бизнес давят политики, но экспорт из республики в Европейский союз полностью не прекратился.

Тем не менее, открытых данных по объемам нет. Известно, что в прошлом году экспорт в ЕС был на уровне 9,5 млрд долларов. Известно и то, что практически полностью выпали поставки в страны Балтии. Однако здесь речь идет, в основном, о транзите грузов для их перевалки через порты в адрес третьих государств. Например, порт Клайпеды жил почти полностью за счет экспорта белорусских калийных удобрений.

Теперь литовский город потерял этот выгодный и стабильный генератор выручки, а Беларусь переориентирует свой транзит на российские порты, в том числе на Ленинградскую область. Ля перенаправить весь выпавший объем поставок и в ЕС, и на Украину в другие страны?

Премьер Головченко считает, что 1,9 млрд долларов могут дополнительно принести продажи на рынок РФ. Плюс к этому 1,7 млрд даст Китай. Вместе это 3,6 млрд, что частично замещает экспорт на Украину. Куда еще можно направить потоки товаров или услуг?

Нефтепродукты

Белорусское качество на некоторых рынках стало брендом, особенно в розничном сегменте. В основном такое мнение закрепилось в России. Экспорт туда, в том числе и продуктов питания, успешно растет. А как быть с нефтепродуктами?

Как считает директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец, здесь могут быть трудности.

"В России рынка нефтепродуктов для Беларуси нет. Рынком для Беларуси была Европа", - уверен эксперт.

Поэтому сейчас нужно наладить поставки в направлении Юго-Восточной Азии. Особенно рассчитывать на сбыт в России не стоит, так как там есть свои серьезные мощности. Рынок Китая также не стоит рассматривать как замещение поставок на Украину. В КНР есть своя масштабная нефтеперерабатывающая промышленность.

"Рынок для нефтепродуктов есть, но он заполнен аналогичными продуктами из других стран", - добавил Зубец.

Решение кроется в более глубокой переработке нефтепродуктов и превращении их в химические. На последние санкции не распространяются. Их можно продавать на различные рынки. Однако для этого создаются промышленные мощности, а значит нужны годы на реализацию данной задумки.

"Переориентация на новые рынки сбыта всегда требует серьезных стартовых затрат", - отметил в свою очередь доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ имени Плеханова Максим Максимов.

Нужно искать новых контрагентов, развертывать логистические цепочки. Встает и вопрос сертификации продукции (последнее особенно актуально для продовольственных товаров). Не стоит забывать и о географической близости рынка Украины, а это крайне короткое логистическое плечо.

"Например, Мозырьский НПЗ находится менее чем в 200 км от границы с Украиной. При развороте поставок на Восток (а именно рынки Азии выглядят наиболее перспективными для замещения выпадающего экспорта) неизбежно возникнут дополнительные расходы на доставку и страховку продукции. Особенно чувствительными они станут на начальных этапах подобной трансформации экспорта", - добавил эксперт из РЭУ имени Плеханова.

Еда всегда в цене

С продовольствием ситуация иная. Несмотря на то, что Россия – крупный производитель в этой сфере, потребность в импорте осталась. Страна лидирует, в основном, по зерновым. А, к примеру, молочными продуктами рынок еще не насыщен. Есть другие интересные позиции. Белорусские товары там успешно конкурируют как с местными, так и завозными продуктами питания.

В Китай можно поставлять практически любое продовольствие: от молока до мяса. Объем рынка гигантский. Поэтому для сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий это перспективное направление наряду с российским.

По-прежнему на рынке России есть спрос и на белорусскую одежду, в том числе трикотаж. Ниша расширяется за счет ухода некоторых брендов.

Освобожденные территории

По мнению Максимова, емкость рынков Китая и России для многих товаров более чем достаточна, и она может заместить экспорт на Украину. Стоит обратить внимание и на страны БРИКС.

"Как минимум продукция белорусского агросектора, химической промышленности и машиностроения выглядит абсолютно конкурентоспособной практически на любых мировых рынках", - считает он.

Поставки возможны и на бывшие территории Украины.

"Потребность в продукции белорусских предприятий в этих регионах в настоящий момент достаточно высокая. Особенно это касается продовольствия, медикаментов, товаров повседневного обихода. Оценочно можно говорить о том, что емкость только рынка продовольствия на этих территориях составляет 4,8–6 млрд долларов в год", - отметил Максимов.

Источником экспортной выручки для Беларуси может стать поставка строительных материалов и услуг в новые регионы РФ. Стоимость восстановления только Мариуполя, Рубежного и Северодонецка по итогам проведенных экспертиз, превышает 180 млрд российских рублей (около 3 млрд долларов).

"Существует крайне острая потребность в воссоздании жилого фонда, социальных объектов, транспортной системы, дорог. Белорусская строительная отрасль способна оказать весомое содействие в решении этих задач. Компетентность, ответственность и уровень качества работы белорусских строителей, дорожников, специалистов ЖКХ оцениваются крайне высоко еще со времен СССР", - уверен эксперт.

По его мнению, доля участия белорусских строителей в восстановлении инфраструктуры, пострадавшей от боевых действий, может быть около 7–10% или примерно 65–90 млрд рублей (1,1–1,5 млрд долларов) в абсолютном выражении.

>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь

Также на Sputnik:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц