Найти в Дзене
c.i.h.

Театр Мейерхольда — Москва, которой не было

Театр Мейерхольда на Триумфальной пл., 1934 г., А.В. Щусев, М.Г. Бархин, С.Е. Вахтангов / 3D модель В 1930-х годах в центре Москвы на Большой Садовой улице (сейчас — Триумфальная площадь) планировалось возвести новое здание Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). На этом месте еще в 1890-е годы существовал «парижский» кафешантан Шарля Омона, который позже превратился в театр «Буфф», а со сменой владельца в 1912 году — в театр «Зон». Начиная с 1920-х годов здесь располагался Театр вольной мастерской Мейерхольда. Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спи

Театр Мейерхольда на Триумфальной пл., 1934 г., А.В. Щусев, М.Г. Бархин, С.Е. Вахтангов / 3D модель

В 1930-х годах в центре Москвы на Большой Садовой улице (сейчас — Триумфальная площадь) планировалось возвести новое здание Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). На этом месте еще в 1890-е годы существовал «парижский» кафешантан Шарля Омона, который позже превратился в театр «Буфф», а со сменой владельца в 1912 году — в театр «Зон». Начиная с 1920-х годов здесь располагался Театр вольной мастерской Мейерхольда.

-2

Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени.

Театр Мейерхольда на 3D модели Москвы
Театр Мейерхольда на 3D модели Москвы

В качестве примера для проектирования рассматривался выполненный ранее проект «Тотального театра» Вальтера Гропиуса, идейным вдохновителем которого выступал режиссёр Эрвин Пискатор.

Проект универсального театра, своими идеями трансформации оказал заметное влияние на дальнейшее проектирование массовых театров нового типа.

Проект театра от Гропиуса представлял собой овальный зал, окруженный по периметру тонкими колоннами. К узкой части овала примыкает трехчастная глубинная сцена, но без высотной приподнятой над объемом зала коробки. Сцена охватывает передние ряды мест зрительного зала. При помощи полукруглого горизонта сцена может составлять один общий объем с залом. Три сценические площадки с установками подаются из боковых частей сцены и могут участвовать в действии либо одновременно, либо чередуясь в произвольных сочетаниях.

-4

Перед порталом круглый просцениум, который может служить партером с местами для зрителей или же орхестрой, на которой развертывается действие. Этот круглый просцениум представляет самостоятельную механизированную площадку, вращающуюся и перемещающуюся в вертикальном направлении. Он окружен сзади и с боков амфитеатром мест, составляющим вместе с просцениумом второй большой круг, тоже механизированный. При повороте большого круга на 180 градусов просцениум оказывается в центре театрального зала в виде арены, окруженной местами зрителей. Остальные места за большим кругом представляют сплошной амфитеатр.

Но вернёмся к театру Всеволода Мейерхольда.

Визуализация театра Мейерхольда из проекта «Москва, которой не было»
Визуализация театра Мейерхольда из проекта «Москва, которой не было»

Над проектом в 1930–1933 годах работали молодые архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. После того как в 1933 году утвердили общий план реконструкции, начались строительные работы.

-6

Но уже в процессе строительства выяснилось, что здание ГосТиМа не вписывается ни в ансамбль реконструируемой площади, ни во фронт застройки Тверской улицы.

-7

Так было принято решение усовершенствовать «новаторский» фасад, а дальнейшая разработка проекта легла на 2-ю архитектурно-планировочную мастерскую Моссовета под руководством Алексея Щусева. Также в проектировочных работах участвовали архитекторы Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков.

-8

В основу нового проекта легли наработки прежнего плана: объемно-пространственная композиция с угловым акцентом в виде башни, барельефы, колоннада, мозаичный фриз с изображением сцен из постановки Всеволода Мейерхольда «Ревизор».

А также: