Бескрайний лес, горные пейзажи, кристально чистый воздух, — что может быть чудеснее велосипедной прогулки на Кавказе? А особенно, по новому оборудованному маршруту. Но почему жители против этой велотрассы?
Как велосипед может убить природу, — читайте в материале Виолетты Чернышёвой.
Велосипед — самый экологичный вид транспорта. Он не загрязняет воздух, ему не нужна зарядка или топливо. В России даже существует акция «На работу на велосипеде». Она призывает людей хотя бы три дня в год использовать железного коня для поездок в офис, в магазин и по другим делам. Кажется, что от велосипедов и велодорожек природе никакого вреда, поэтому экоактивисты по всему миру их поддерживают. Но есть одно огромное исключение. Кавказские Минеральные Воды. С 2019 года здесь идет борьба экоактивистов против строительства велотрассы. Почему?
Представьте заповедник в горах, справа пробегает белка, слева чудный куст боярышника, ты едешь на велосипеде, под колесами новое покрытие, повсюду фонари, через 50 метров магазинчик и кафе, где можно перекусить, 45 смотровых площадок, можно сделать красивое фото, отдохнуть, есть навигация и указатели. Звучит как рай. Именно так и рассказывают власти Ставропольского края о своем проекте.
75 км дорожек по пересеченной местности, 10 различных кольцевых маршрутов, то есть велотрасса стала бы самой протяженной в Европе. Терренкур должен был соединить Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды, Предгорный район и Пятигорск. Еще и трассу для скоростного подъема планировали.
Вот только зачем велодорожке ширина 6-8 метров. Действующий мэр Кисловодска Евгений Моисеев объяснял это перспективой проведения велосоревнований. А экоактивисты говорят, что это для строительной техники. Туризм - единственный источник дохода региона, а велотерренкур и велосоревнования точно привлекут путешественников, а значит и поток средств, новые рабочие места и в результате — развитие инфраструктуры городов. Главное, что проект поддержал сам Владимир Владимирович Путин, а премьер-министр Мишустин подписал распоряжение направить на его исполнение 2,8 млрд рублей.
«Президент России Владимир Путин сказал, что с таким оптимизмом у нас обязательно все получится, и это высказывание мы разместим на входную группу велотерренкура в Железноводске, а также выпустим сувенирную продукцию с ней для волонтёров и послов гостеприимства», — сказал мэр Кисловодска Евгений Моисеев.
Финансирование проекта включено в госпрограмму «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». Велосипедный маршрут планировали строить не с нуля, а восстановить в некоторых местах существовавшую в советское время инфраструктуру. А в СССР все делали качественно.
Если этот терренкур так хорош, то почему же местные жители выступают против его строительства?
На видео экоактивистка говорит, что КМВ — это бальнеологический курорт. Давайте разберемся, что это значит и почему строительство инфраструктуры так опасно для региона. Бальнеология — лечение с помощью минеральной воды. В регионе есть особые источники нарзана, который помогает избавиться от болезней желудка, нервной системы, кишечника, сахарного диабета, ожирения и не только. Безусловно, любое вмешательство человека может негативно повлиять на природные источники, а ведь нарзан - главное богатство региона.
Процесс образования нарзана сложный и длительный, а вот повредить ключ и остаться без целебной воды очень легко. Формирование источника не ограничивается только местом, где он выходит из-под земли. Участвует огромная — до 30 км территория. Благодаря деревьям и содержанию в слоях почвы минералов вулканического происхождения вода приобретает свои целебные свойства. Подробнее об этом процессе нам рассказал житель Пятигорска, краевед и экскурсовод Владислав Алябышев.
Людям кажется, что где-то глубоко под землёй есть резервуар минеральной воды, он имеет конечный объем, из него и поступит вода на поверхность, поэтому и считают, что стройка не может повлиять на нарзан, тем более на Бештау всего несколько источников, в отличие от Машука или Железной. Но на самом деле зона формирования минеральной воды довольно обширная, весь заказник Бештаугорский участвует в этом процессе. Пока существует круговорот воды в природе наши минеральные источники будут формироваться, но надо чтобы вода с поверхности и из атмосферы проникала в почву до определенных глубин, там отстаивалась в слоях, где есть минералы нашего уникального вулканического происхождения, а потом уже приготовленная минеральная вода просачивается, поднимается наверх и уже проистекает минеральной. Это такой природный завод по производству минеральной воды, поэтому если в этом заводе что-то поменять, то это скажется на количестве и качестве минеральной воды. Советские ученые наблюдали десятилетиями за этим процессом и выявили особо охраняемые зоны формирования минеральных вод. В них действуют ограничения деятельности человека, конечно, строительство так же запрещено. Бештаугорский заказник — самый большой цельный лесной массив Ставропольского края. Он очень хорошо принимает влагу, пропускает, задерживает. Поэтому имеет большую роль в формированрии минеральных источников. Зону формирования вод и лесной покров трогать нельзя, потому что это обязательно вызовет изменение в формировании вод, а это главный наш ресурс, из-за которого сюда едут люди. Здесь возникли курортные города только из-за источников, благодаря этому мы отличаемся от других туристических мест. Мы — лечебный курорт, а не событийно-развлекательный или спортивный. У нас есть свой профиль и надо его развивать.
Основную часть терренкура хотят проложить в Бештаугорском заказнике. То есть на особо охраняемой законом природной территории. Чтобы реализовать этот проект нужно нарушить или изменить федеральный закон, правила о землепользовании, что и попытались сделать местные власти. Юридически подкованные экоактивисты вмешались в дело и смогли отстоять природное богатство в судах на всех уровнях. Когда это дело уже дошло до Верховного Суда, где Ставропольские власти проиграли, инициаторы проекта направили в Госдуму проект поправок в два федеральных закона — «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». К счастью, их не приняли и пока в этом проекте затишье.
Велотрасса губительна для природы заказника. Шум, освещение, нервирующее животных, продукты жизнедеятельности людей, мусор — это самый очевидный вред. Бештаугорский заповедник — один из немногих крупных островов леса в Ставропольском крае. Он будет изрезан на части этими велодорожками. А это будут уже отдельные мини экосистемы. Следовательно распространение растений и миграция животных будет нарушена. В заповеднике множество краснокнижных трав, кустарников, цветов, а еще обитают кабаны, косули, зайцы, белки и другие звери. Строительство будет сгонять животных с обжитой территории, заставит поменять привычки. Редкие виды будут вымирать еще быстрее.
Самое забавное, что эта велотрасса и не нужна велосипедистам. В результате постройки они лишились бы уникальной возможности передвигаться на профессиональных горных велосипедах по грунтовым дорогам, по сложным рельефам, по бездорожью, а такое мало где можно найти. Тех спортсменов, которые едут специально, чтобы покататься по горным тропам, регион потеряет. А обывателям без особой физической подготовки делать там нечего. Для здорового образа жизни хватит хороших велодорожек в городских парках.
Автор: Виолетта Чернышёва