Найти тему

География человечества. Этносы и языки

Прежде всего стоит ответить на вопрос, что представляет собой человечество, как единое целое. Большая Советская энциклопедия не содержит статьи "Человечество", вместо нее имеется статья "Человек".

Совершенно очевидно, что сегодня человечество не может рассматриваться как "разбросанные" по планете, изолированные друг от друга группы (популяции) людей. Во-первых, человечество представляет собой единый биологический вид - Homo sapiens, представители которого тесно связаны между собой "посредством разума". Во-вторых, современная история человечества представляет собой единый процесс, все народы планеты так или иначе связаны общностью судеб, единым экологическим пространством. Прошли те времена, когда отдельные народы и человеческие расы развивались обособлено друг от друга, разделенные непреодолимыми природными рубежами. Сегодня даже те государства, которые исповедуют автокрические модели развития (с опорой на внутренние силы и отказом от внешних экономических связей), не способны изолироваться от мирового сообщества. И, наконец, в-третьих, предпринимались и предпринимаются попытки понять человека, его бытие как часть космоса (достаточно вспомнить учение древнегреческого ученого Демокрита, жившего на рубеже V - IV веков до нашей эры, труды представителей "русского космизма" П.П. Флоренского, Н.А. Бердяева, а также труды крупнейших отечественных ученых-естественников первой половины прошлого века - В.И. Вернадского, Л.А. Чижевского, К.Э. Циолковского).

Разумеется, в древние времена деятельность человека не могла иметь глобальный характер. Отдельные народы и человеческие расы зачастую развивались обособленно друг от друга, поэтому человечество не представляло из себя единого целого. И сегодня резонно задать вопрос: как можно трактовать единство и целостность человечества, общность исторических судеб различных рас и народов, когда в реальной жизни отдельные страны и народы враждуют друг с другом, ведут настоящие войны, в которые вовлекаются миллионы людей? Думается в данном случае имеет место субъективное "неощущение" своего единства, своей общей судьбы.

Немного подробнее рассмотрим происхождение человека и превращение его из первых гоминид в Homo sapiens. В зависимости от того, в пределах одного или нескольких географических очагов происходило выделение человека из животного мира , в науке существует две теории возникновения человека: моноцентрическая и полицентрическая. Вторая из них, согласно которой на Земле имелось несколько относительно самостоятельных очагов происхождения человека, менее популярна, в то время, как моноцентрическая теория, в соответствии с которой выделение человека мира животных происходило в пределах одного географического региона, имеет гораздо больше сторонников.

При этом неверно предполагать, что человечество возникло из одной пары - условных Адама и Евы - очаг зарождения человечества, по-видимому, был весьма обширен. Чаще всего он оконтуривается Юго-Западной Азией, Северо-Восточной Африкой и Южной Европой, хотя время от времени выдвигаются и другие гипотезы.

Существует некая условность в термине "происхождение человека":многое зависит от того, кого можно назвать "человеком".

Очаги происхождения и пути распространения человечества, включая ранние (вытесненные) формы. Карта из книги С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.

В 1994 году французский археолог-любитель Жан-Мари Шафе в карстовой пещере во Франции открыл наскальные рисунки, которым 30 - 32 тысячи лет. Ранее считалось, что самые старшие из подобных рисунков насчитывают "только" 10 - 18 тысяч лет. Это заставляет пересмотреть теорию, согласно которой в ледниковый период человек еще не вошел в ту фазу, в которой ему доступно искусство (автора наскальных рисунков, открытых во Франции, пресса называет "Леонардо да Винчи ледникового периода"). Открытие во Франции несколько изменило дату появления Homo sapiens.

Современная наука неопровержимо доказала, что предками современного человека являются человекообразные обезьяны, которые вместе с ним входят в отряд приматов. Собственно, это все стало очевидно еще в позапрошлом веке после выхода известных работ Чарльза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859) и "Происхождение человека и половой отбор" (1871). Более поздние исследования полностью подтвердили концепцию вышеупомянутого автора.

Процесс "сапиентации" (то есть формирование людей современного типа Homo sapiens - человека разумного) начался по мнению антропологов и генетиков примерно 30 - 40 тысяч лет назад, в период последнего (вюрмского) оледенения. Быстро размножающееся "сапиентирующиеся" группы смешивались с другими группами неандертальцев, которые как бы насыщались новыми генами и вовлекались в общий процесс формирования людей современного типа. Предполагают, что этот процесс распространялся от берегов Средиземноморья на Северо-Запад, в Европу, на запад в Африку, в глубинные районы Азии.

Данные археологических раскопок (в значительной степени основанные на радиоуглеродном методе, суть которого заключается в том, что радиоактивный распад изотопа углерода-14, присутствующего в органических остатках, протекает с постоянной скоростью) позволяет сравнительно точно определить характер расселения древнего человека. Неолитическая аграрная революция помогла ему значительно уменьшить свою зависимость от природы. Успехи в области сельского хозяйства имели место на фоне других прогрессивных для развития человеческого общества событий: открытия плавки металлов, овладения искусством гончарного дела, прядения и ткачества из шерсти и волокон растительного происхождения, постройки примитивных мореходных судов и так далее. При этом не существовало никакой строгой последовательности в появлении тех или иных элементов технического прогресса: последние в огромной мере зависели от той среды обитания, в которой оказывалась та или иная группа людей.

В последующее эпохи происходило не только приспособление человека человека к различным ландшафтно-географическим условиям, но интенсивное смешивание завоевателей с коренными обитателями, что осложнило изучение этнорасовых аспектов человечества.

Человеческие расы.

Общепринятой считается точка зрения в науке, согласно которой основные человеческие расы сформировались в результате адаптации человека к древним природным условиям. Иначе говоря, человечество имеет общих предков. Процесс расообразования продолжался несколько тысяч лет и в основном завершился около 15 тысяч лет назад: в конце древнекаменного века уже отчетливо выделялись три-четыре основные расовые группы.

Однако деление современного человека на основные расы в науке признается не всеми. Некоторые ученые предлагают вообще отказаться от понятия "человеческие расы" как не конкретного, не имеющего достаточно четких антропологических и географических критериев. Известны попытки выделения 50 рас (английские антропологи). Можно, конечно, отказаться от понятия "раса" по мере искоренения расизма и апартеида в нашей жизни, но фактом остаются биологические модификации (различная пигментация кожи, появление эпикантуса, особой складки века, характерной для монголоидной расы и так далее).

Человечество принято делить на три основные человеческие расы: европеоидную (белую), негроидную (черную) и монголоидную (желтую). Кроме того, некоторые ученые выделяют еще одну - четвертую основную расу - австролоидную, немногочисленные представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии. Но неверно думать, что все население мира принадлежит к этим расам. Их представители в общей численности населения составляют около 70%. Остальные принадлежат к малым расам и микрорасам.

-2

Размещение рас на планете. Карта из открытых источников сети Интернет.

Так, среди европеоидов наметились две ветви - малая южная европеоидная раса со смуглой (но не черной) кожей с темными глазами и волосами (народы Северной Индии, персы (иранцы), турки, народы Закавказья и Южной Европы, арабские народы Передней Азии и Северной Африки и т.д.) и северная европеоидная раса со светлой кожей, преобладанием серых, голубых глаз, русых и белокурых волос (скандинавские народы и т.д.). Многие европеоиды сейчас принадлежат к смешанным формам, а не к этим ветвям (народы Восточной Европы англичане, французы).

Смешанные и переходные расовые формы распространены, как правило, на "стыке" основных человеческих рас, что соответствует эколого-биологическому правилу перехода или экотона (экотонной популяции) (на человека, как биологический вид, тоже должно работать). Так, смешение европеоидов с представителями экваториальных рас породило в Африке эфилпский тип и смешанно-переходные формы на территории современного Судана. Смешение монголоидов с негроидами проявились в современном внешнем виде малагасийцев (сам факт того, как это могло случится для антропологов и историков является загадкой до сих пор (21 век на дворе)). Смешение монголоидных и европеоидных форм происходило на территории севера Европы, Урала и Западной Сибири, также данный процесс породил некоторые расовые формы Южной Сибири и Средней Азии.

Особенно интенсивно расовое смешение происходило в Америке. Здесь смешение европейских переселенцев с местным монголоидным индейским населением привело к появлению микрорасы метисы; смешение тех же переселенцев с привезенными для работы на плантациях представителями негроидной расы привело к созданию микрорасы мулаты. Смешение негоидной и монолоидной расовой ветви в данном регионе создало микрорасу самбо.

Заметим, что совпадение определенной расовой группы с определенным народом в современном мире встречается редко. Таким примером являются японцы, сохранившие свой ярко выраженный антропологический тип. Чаще всего в народы, особенно в крупные, вкраплены различные расовые формации.

Этническая картина мира.

Наряду с отдельно взятым человеком, в качестве единицы "учета" при характеристике географии человечества может служить этнос. В подходе понимания природы этноса в науке существует немало расхождений. Одно из главных - какой характер носит этнос: социальный или природный? Большинство ученых считают этнос социальным явлением и не признают утверждения о том, что новые этносы возникают в результате мутации - биологического в основе своей процесса. Они полагают, что каждый этнос порождается общественными процессами, и само его развитие - тоже один из таковых процессов.

Другая часть ученых исходит из того, что на заре истории человечества древние этносы формировались в пределах определенных территорий со специфической природной средой и представляли собой человеческие популяции - биологические единицы. Более того, и сегодня этносы - это человеческие популяции, плоды длительного мутагенеза. Вопросы, связанные с биологической трактовкой этносов подробно изложены в трудах замечательного русского ученого-географа Л.Н. Гумилева.

Имеется и разнобой и в определении признаков этноса. Если одни ученые к числу основных признаков этноса относят язык и культуру, то другие добавляют общность территории и этническое самосознание (как тогда быть с евреями), третьи указывают особенности психического склада и антропологии. Реальная жизнь показывает, что некоторые из перечисленных признаков могут отсутствовать, что не мешает этонсу быть таковым.

Кроме того, каждый из этносов-народов имеет непременный внешний признак - этноним (самоназвание). При этом этноним, а не имя даваемое этому народу другими народами важно (так например, немец (по русски), имеет этноним der Deutsche (нем), французы называют его le Allemand, фины Saksalanen и т.д.)

Прежде чем обратиться а территориальной дифференциации этносов, упомянем о другом понятии, родственном этносу - нации. В науке принято считать, что этнос от нации отделяет качественная грань, и приближается он к ней в процессе длительного исторического развития. В литературе наиболее часто под нацией понимают сообщество граждан, этнически зачастую неоднородное, но группирующееся вокруг одного этноса, обладающее в качестве принятого средства внутринационального общения национального языка (при локальном распространении других языков), лишенное в ряде случаев собственного пространства, но чаще располагающее национальной территорией (которая включает подчас народы, заселенные другими национальностями или имеющее вкрапления чужой территории), создавшее свою собственную культуру - сплав культур всех сплотившихся этносов - и сознающее общность прошлого, настоящего и будущего, а также собственную духовную индивидуальность.

Точное определение этнического состава Земли дать сложно. Во-первых, не во всех странах, ведется учет населения по национально-этническому признаку (зачастую переписные листы содержат вопрос не о национальной принадлежности, а о родном языке, вероисповедении, по которым сложно точно определить этническую принадлежность, или национальность определяется со слов и может быть любой (в России проживает некоторое количество троллей, орков, эльфов, хоббитов, назгул, несколько валар и майар, парочка Сауронов с Морготом). Во-вторых, у близких этносов отсутствуют надежные критерии их распределения.

Какие же компоненты могут служить признаками, отличающими один народ от другого? Чаще всего в качестве этнодифференцирующего признака используют язык как один из важнейших носителей культуры (кстати, большинство переписей фиксируют родной язык, а абсолютно все родной язык или язык бытового общения). Иногда главная роль в идентификации этноса принадлежит религии или характерным признакам поведения группы людей.

Вместе с тем, повторимся еще раз, ни один из компонентов культуры не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. Скажем, речь не должна идти о подмене классификации народов классификацией языков, так как однозначного совпадения языка и этноса нет. Так, немцы и австрийцы говорят на немецком, но представляют собой разные этнические единицы, как и норвежцы и датчане, имеющие общий литературный язык (северогерманский диалект, он же датский). Так же можно вспомнить жителей Нового Света, Новой Зеландии, Австралии, которые говорят на испанском, португальском и английском языке.

С другой стороны, распространены случаи, когда отдельные части народа, ощущающие этническое единство, пользуются различными языками. Классическим примером в данном случае являются швейцарцы, часть которых говорит на немецком языке, другая часть - на французском, третья - на итальянском, а четвертая - на ретороманском (язык ретийцев - близких родственников древних этруссков).

Большинство ученых склоняются к утверждению, что количество этносов на Земле можно оценить в две-три тысячи. Для создания системы упорядоченности этносов в этнографии применяется классификация, позволяющая объединить многообразие изучаемых объектов в иерархические группы. Речь идет о языковой классификации народов, наиболее признанной в мировой науке.

-3

Схема этнолингвистической классификации этносов. С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.

Наиболее многочисленной является индоевропейская семья народов (свыше 2 млрд человек), ареал расселения которых - Европа, Юго-Западная и Южная Азия, Южная и Северная Америка и Австралия. Весьма крупными по численности этнолингвистическими группами в рамках этой семья являются романская (французы, итальянцы, испанцы,португальцы, латиноамериканцы и др.), германская (немцы, англичане, американцы, скандинавы и др.), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, сербы, хорваты, чехи, словаки и др.). Однако крупнейшей по численности группой индоевропейской семьи является индоарийская (хинди, урду, паджаби и др.). Сюда же относятся народы иранской (иранцы, таджики, курды, белуджи ряд памирских народов, а также осетины, таты, талыши и др.), балтийской (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы и др.

Китайско-тибетская этнолингвистическая семья народов является второй по численности (почти 2 млрдю человек), при этом основной ее массив составляют китайцы (хань, ханьцы), говорящие на многочисленных диалектах. Весьма обширный ареал распространения в Азии алтайская этнолингвистическая семья народов, тюркскую (турки), монгольскую (монголы, жители государств Средней Азии бывшего СССР, Северные и Восточные области КНР, Тыва) и тунгусо-манчжкрскую (коренные народы сибирского Севера, якуты, коренные жители центральной части Восточной Сибири и Дальнего Востока, айны) группы (также включает в себя японцев и корейцев), каждая из которых делится на подгруппы.

В России достаточно широко распространена уральская этнолингвистическая семья народов, объединяющая в себе финно-угров (коми-пермяки, удмурты, мордва, марийцы, ханты, манси, из иностранцев эстонцы, венгры и финны) и часть народов европейского Севера. Пожалуй, наиболее пестрая, не всегда поддающаяся научному осмыслению этнолингвистическая картина сложилась на Северном Кавказе и Закавказье. Так, на Северном Кавказе проживают представители абхазо-адыгской группы (абхазы, адыги (адыгейцы), кабардинцы, черкесы), в Закавказье к этой группе относятся абхазы; к нахско-дагестанской группе относятся чеченцы, ингуши, около 30 горских народов Дагестана; к южно-кавказской (квартельской) - грузины, мегрелы, сваны. Ученые считают все эти языки родственными и относят к кавказской этнолингвистической семье. Дополнительным штрихом можно назвать и то, что к данной группе языков можно отнести и язык басков (не путать с всероссийским павлином (Басковым, всмысле)), оьитающих на севере Испании и юге Франции (иногда эту семью языков называют еще иберийско-кавказской).

Один из крупнейших сгустков населения мира, который еще и активно растет последние 30-50 лет, сосредоточен в Индии. Кроме представителей индоевропейской этнолингвистической семьи, здесь немало этносов, входящих в дравидскую (тамилы, каннара, малаяли, гонды и др.) этнолингвистическую семью и семью мунда (мунда, сабар, сантал и др.).

Среди других наиболее крупных этнолингвистических семей отметим семито-хамитскую (представленную, в основном, арабами и евреями, ареал расселения которых - Северная Африка и Передняя Азия); нигеро-кордафонскую (составленную из африканских этносов фульве, волоф, малинке, бамбара, моси, груси, сенфу, йоруба, ибо, зулусы, банту, азанде, и др., ареал обитания Африка южнее Сахары); автронезмйскую, представленную индонезийскими народами, а также жителями Океании (гавайцами, таитянами, фиджийцами, маори, а также макронезийскими народами).

Конечно, перечисление этнолингвистических групп проливает слишком мало света на мозаику этносов. Только в Индии имеется несколько сотен этнических общностей, в Индонезии - не менее 200. Аналогичная картина имеет место в Тропической Африке, где лишь в Нигерии насчитывается около 200 народов.

При этом многообразные этнические процессы (консолидация, ассимиляция, депопуляция) постоянно вносят коррективы в этническую картину мира.

-4

Карта распространения этнолингвистических семей. Изображение из открытых источников сети Интернет.

Динамика численности этносов, говорящих на разных языках.

Поскольку классификация этносов производится, как правило по лингвистическому родству, то география языков мира штука очень быстро изменяющаяся. Между тем даже по языковому принципу этносы можно классифицировать на иных основах. Скажем, все языки мира можно разделить на старописьменные (народы, обладавшие собственной письменностью до начала прошлого века), младописьменные (условно, к ним можно отнести народы, которые получили письменность только в прошлом веке) и бесписьменные (на данный момент времени не имеют своей письменности). Малдописьменных языков можно насчитать многие десятки (лишь в бывшем СССР письменность получило более 40 бесписьменных народов, не говоря уже о многих народах Африки, Америки и Океании).

Кроме того, до сих пор в мире имеются та называемые "реликтовые" языки, не имеющие письменности (например, на таджикском Памире). Еще живы в памяти человечества языки, сыгравшие выдающуюся роль в жизни цивилизации, затем резко утратившие свое значение. Это санскрит в Азии и латынь в Европе. На них не только говорили многочисленные народы, но и писались манускрипты, создавались ценнейшие памятники мировой культуры. Не стоит забывать, что латинский язык послужил словарной базой для романских языков - на которых говорят в современной Европе.

Особый интерес представляет сопоставление в исторической динамике численности людей, говорящих на различных языках, являющихся основными в современном мире, которое было предпринято отечественными специалистами в области Наук о Земле В.К. Яцунским и В.В. Покшишевским в конце прошлого века. Выясняется, что в одной этнической группе происходит бурный рост численности населения, в других численность населения стабилизировалась, в других - пошла на спад. Метаморфозы происходят с численностью населения, говорящего на языках бывших метрополий, владевших колониями. Период бурного роста пришелся именно на момент колонизации, затем последовал спад (речь идет именно о языке бытового общения, а не официальном языке страны проживания).

-5

Динамика этносов, говорящих на основных языках. С.Б. Лавров, Ю.Н. Глакдкий. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.

Это легко объяснимо. В эпоху колонизации численность населения метрополий росла взрывными темпами, что и послужило одной из причин колониальной экспансии. А сокращение численности и замедление роста связано с тенденциями в самих бывших метрополиях, а не в отмене института колониализма.

С.Б. Лавров, Ю.Н. Глакдкий. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.