Найти в Дзене
Аналитика о разном

Почему "некому петь и выступать".

Оглавление

Скоро снова Новогодние праздники, с соответствующими вопросами о общем содержимом "голубого экрана". Комплектом идёт вопрос, где же хоть какое-то разнообразие. Наверное стоит поговорить об этом.

Откуда берутся певцы и музыканты.

Чисто технически - в России куча музыкальных ВУЗов и "ПТУ". Консерватории, институты культуры и искусств, музыкальные училища и колледжи, музыкальные школы, etc. Вместе с этим аналогичные задачи решаются в частном порядке через частные уроки, студии, курсы, etc. Только в Москве есть пачка разнообразных заведений. Гнесинка (и ВУЗ и среднее-специальное), Московская консерватория, Ипполитовка, Маймонидов, МГИК и так далее. В каждом из этих учебных заведений есть не только академические кафедры, но и эстрадные. Каждый год из каждого такого заведения выпускается около 10 человек по каждой популярной специальности.

Обычный музыкальный ВУЗ. Достаточно известный. Фото из интернета для иллюстрации.
Обычный музыкальный ВУЗ. Достаточно известный. Фото из интернета для иллюстрации.

И это только в Москве. Также похожие по смыслу учебные заведения есть в каждом областном центре. Всего в стране более 80 "областных центров" (будем считать вместе со "столицами нацреспублик и автономий", чтобы не плодить обширные формулировки). Для удобства будем считать, что таких "учебных заведений" 100 штук. ВУЗы и училища\колледжи считаем вместе, музыкальные школы и разнообразные "студии и частных педагогов" не считаем.

С каждого курса по каждой специальности будем считать выпуск каждый год по 10 человек. Цифры, конечно, очень приблизительные. Учебных заведений точно больше 100, а на выпускающихся курсах может быть не 10 человек, а 2-3. Но если брать "в среднем", то в принципе цифра адекватная. Скорее всего в абсолютных цифрах - больше, но дальше стоит уже вопрос качества выпускников. Многие вокалисты нигде толком официально не учатся, занимаясь частным образом, тем не менее поют весьма успешно.

То есть мы получаем каждый год не менее 1000 певцов и музыкантов по каждой актуальной специальности. Даже если считать, что не все из них являются "полноценными специалистами", то даже 10% от этого числа в любом случае являются готовыми адекватными музыкантами-профессионалами, и ещё 50% из оставшихся, после некоторого опыта работы, поют и играют на профессиональном уровне. Какое-то количество выпускников, как обычно, "не найдёт себя в профессии", "уйдёт в декрет" и так далее. Но цифры всё-равно значительные.

Что же происходит с выпускниками?

Смотря на общую цифру адекватных выпускников, можно дальше предположить, что они куда-то исчезают. Но нет. Частично они устраиваются преподавателями, частично играют\поют в уже созданных коллективах, частично создают свои коллективы. Например те же разнообразные кавер-группы. Певцы\певицы достаточно успешно выступают с фонограммами (с минусами), чаще всего чужих известных песен, но это такая специфика работы. В кафе\ресторанах, караоке, и так далее.

То есть чисто технически - всё в порядке. Специалистов музыкантов и вокалистов выпускают, они где-то устраиваются, работают. Примерно также как и выпускники других специальностей, те же медики, инженеры, программисты. Да, своя специфика, но выпускаются и работают. Вузы не технические, а гуманитарные, но основной смысл тот же. Если хочется послушать новую музыку - то можете включить тот же самый яндекс музыку, поискать там, сейчас исполнители могут самостоятельно выпускать релизы, без издательства.

В чём же проблема? Исполнители есть, а "новых лиц" нет

Тут мы приходим к понятию "продвижение". Далеко за примерами ходить не будем, можно взять того же певца Shaman, он же - Ярослав Дронов, который широко стал известен только в этом году. Хотя достаточно успешно выступал уже достаточно давно.

Стандартная биография музыканта. Родился, потом закончил 3 подряд ступени музыкального образования. Музыкальная школа, училище, высшее образование получил в академии Гнесиных на эстрадном факультете. В 2013 году участвовал в шоу "Фактор А" третье место и спецприз от Аллы Пугачёвой. В 2014 году участвовал в шоу "Голос", третий сезон. По итогу - второе место.

Ярослав Дронов (Shaman). Фото из интернета для иллюстрации.
Ярослав Дронов (Shaman). Фото из интернета для иллюстрации.

И только годы спустя, в 2022 году (весной), изменив в процессе (за столько лет) сценический образ и взяв псевдоним Shaman, он получил некоторую известность после исполнения песен (и клипов) "Встанем" и "Я-Русский". Как ни странно, это у него далеко не первые песни. До этого у него было ещё более десятка оригинальных песен. Забавное в этом то, что его обвинили в "конъюнктуре".

То есть - исполнитель есть, более чем адекватный, и голос есть, но "в телевизоре" его не было. А почему? Потому что адекватные способы продвижения буквально заварены наглухо. Человек учится, заканчивает, участвует в конкурсах, но дальше стоп-машина. Общие каналы продвижения просто отсутствуют. Есть некоторый результат от фактора удачи, конечно же. Но основной вопрос в том, что сама по себе индустрия, шоу-бизнес, на самом верху контролируется буквально в ручном режиме.

Это не конспирология. Это методика работы тех, кто отбирает артистов на большие мероприятия и на телешоу. Ведь нормальных массовых конкурсов, которые бы мощно освещались в СМИ - просто нет. За год можно видеть фактически только пару конкурсов, Евровиденье и Голос. Хотя могли бы устраивать такие мероприятия почти каждый месяц. С разными жанрами. Отдельно Поп, отдельно Рок, отдельно Хип-Хоп, Опера, Оперетта. Каких-то препятствий нет. Сам по себе формат недорогой. Съёмочную команду куда-то возить не надо. Совместить с реалити, людям это нравится. Очереди желающих туда попасть - тысячные. Отбирай, устраивай некоторый промоушн и обновляй основную эстраду каждые пару лет на 70%. Шоу-бизнес. Назвать это, предположим "Адская студия". Ну Вы понимаете.

Некоторый вывод.

Обычный исполнитель может самостоятельно попасть только в "автоматические" чарты. Конечно там ещё вопрос "раскрутки и бюджета" присутствует, но это вопрос относительно решаемый. А вот попасть на официальные концерты, тем более кремлёвские и на "телевизор" - это уже история совершенно отдельная. Количество участников ограниченное, и у них у всех есть некий "ресурс" знакомств и связей.

Исполнитель "Собачка Люси" немного вырос. Фото из интернета для иллюстрации.
Исполнитель "Собачка Люси" немного вырос. Фото из интернета для иллюстрации.

Какое-то массовое движение случилось только в этом году, потому что некоторые артисты стали буквально токсичными. Вследствие своих высказываний и поступков. Да и то, предположим появится в телевизоре Родион Газманов, который "собачка Люси" из 1987 года. Каких-то других интересных песен за ним не наблюдается. Тем более его нет "в чартах Яндекса". А вот на официальные концерты его таскают. Почему? Потому что "папа" - Олег Газманов, которому 71 год. И у которого песен интересных тоже не наблюдается с середины 90-х. Зато есть "связи и знакомства". Вот это я токсик.

Ничего нового, да. Самое, пожалуй, интересное в этом, это то, что телевизионщикам почему-то неинтересно этим заниматься. Хотя казалось бы - это аудитория и просмотры. С которыми за компанию идут рекламные бюджеты. Да, как-то в процессе решить юридические вопросы с контентом, но это вопросы решаемые.

Результат, опять же, был бы ощутимый. Разных исполнителей и музыкантов хватает. Аудитории (зрителям\слушателям) это нравится. Остаётся только вопрос - почему такого нет? Можно предположить, что это сильно сложно? Но нет. Если совместить с (полу)реалити форматом типа "Адского Шефа", а не устраивать бесконечной "детский утренник", то было бы интересно. А так...Может просто не догадываются о таком? Ну так питчинг накидать было бы достаточно просто. Ладно.

В общем - "петь и выступать" есть кому. Вопрос в продвижении этого всего. Какие-то моменты по привычке (с советских времён) регулируются вручную, бесконечно таская одних и тех же артистов. А дальше чем-то заниматься - почему-то неинтересно. Хотя лучше было бы всем.

Спасибо за прочтение. Лайк, подписка, репост - приветствуются. Хочется обсудить - пишите в комментариях.