Найти тему

ДИСКОГРАФИИ: Helloween. Chameleon (1993). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: heavy metal | hard rock

Страна: Германия

Лейбл: EMI

Дата выхода: 31 мая 1993

Пятый студийный альбом неунывающих парней из Helloween cтал самым необычным, инновационным и в то же время самым разноплановым в их дискографии. Словно белая ворона, сходство с которой придает минималистичная обложка, Chameleon разительно выделяется на фоне прочих релизов мастеров тевтонского пауэр-метала. Впрочем, к пауэру он имеет весьма и весьма отдаленное отношение, равно как и его предшественник.

-2

Некоторые поклонники предпочитают упорно не замечать этого смутного периода в жизни коллектива, вдохновляясь более ранними работами. Кто-то, напротив, осторожно распробовал это новое блюдо и нашел его вполне съедобным. Кто-то же, не особо котируя тяжелый метал, был приятно удивлен содержимым “хамелеонистого” релиза и взял группу себе на заметку. Реакция общественности была разной, но многие сходились в одном – альбом действительно получился необычным, и именно это обстоятельство для многих сработало как сигнал тревоги.

В своем экспериментаторстве Helloween на этот раз зашли достаточно далеко, гораздо дальше Pink Bubbless Go Ape, и дали волю своему разностороннему вкусу, примерив на себе шкуры настоящих “хамелеонов”. Новое произведение предполагало еще большее отдаление от тяжелого бескомпромиссного звучания в сторону мелодичного и коммерчески привлекательного хард-рока. Но не нужно плеваться раньше времени. Helloween не были бы сами собой, если бы позволили себе в чем-то схалтурить.

-3

Основные сонграйтеры в лице Киске (также записал все партии ритм- и акустической гитары на своих песнях), Вайката и Грапова показали себя с совершенно другой, более интимной и лиричной стороны, попутно продемонстрировав высший композиторский мастер-класс. По ходу прослушивания нам обязательно встретятся вещи в традиционном для Helloween ключе – “First Time”, “Giant”, “I Believe” - тяготеющие к стилистике предыдушего лонгплея и одновременно делающие неожиданный реверанс в сторону американцев Queensryche. Однако главную интригу представляют другие произведения.

В числе новинок стоит отметить присутствие вальяжного и хулиганистого хард-рока, приправленного игривой духовой секцией с солирующим саксофоном в “When The Sinner” и более смелые, отвязно-рок'н'ролльные вариации в духе незабвенного Элвиса Пресли, что демонстрирует нам забавный “Crazy Cat”. Особый винтажный привкус, усиленный потрескиванием винилового проигрывателя, просматривается в композиции “Revolution Now”, инспирированной духом рока 70-х в лице Deep Purple и Led Zeppelin. Параллельно с этим можно выделить отсылки к софт- и блюз-року a-la Брюс Спрингстин или Foreingner в “Music” с томной ночной атмосферой 80-х, а также чистого AORа в формате “Step Out Of Hell”.

По части баллад музыканты превзошли сами себя – на альбоме их целых четыре, причем, все разноплановые: вариации в стиле фламенко на “I Don’t Wanna Cry No More”, душевная простота “Windmill”, напоминающая о The Beatles, знойная раскованность с привкусом кантри “In The Night” и благородная эмоциональность a-la Queen в “Longing”. Вокальные партии Киске на фоне лиричных акустических переборов, партий фортепиано и мягкого шороха перкуссий звучат настолько чувственно, предельно естественно и упоенно, что, казалось, и не было за плечами двух сильнейших альбомов, ставших эталоном пауэр-метала.

Забавные сэмплы добавляют картине щепотку непременного хелловиновского юмора, а эпизодические симфо-элементы - солидности. Группа не стала довольствоваться синтезаторным звучанием и прибегла к помощи живого мини-оркестра. Автором аранжировок выступил знаменитый немецкий композитор Вернер Ланг, который существенно выручил парней. К слову, сами члены группы ничуть не сдали по части игры. Вайкат и Грапов по-прежнему выдают вкуснейшие соло, с легкостью удерживая внимание слушателей, а Гросскопф, который на этой записи впервые применил пятиструнный бас, и Швихтенберг все также точны и техничны.

-4

Композиторский уровень команды значительно вырос – на альбоме нет ни одной композиции, которую можно было бы назвать проходной или откровенно слабой. Любая (или любые) из них может (могут) стать фаворитом на долгое время, прежде чем уступить место другой (другим). Целая дюжина отменных хитов, исполненных в разной стилистике и наделенных разными эмоциями. Двенадцать песен двенадцати разных рок-групп… только в исполнении одной группы. Конечно, такое жанровое разнообразие и существенная утрата былой тяжести могли отпугнуть убежденных металлистов, но сами песни явно не стали от этого хуже.

Собственно, уже тогда, да и сейчас, спустя годы, Chameleon остается несколько недооцененной, но при этом чрезвычайно приятной, интересной и очень качественной пластинкой. А ведь качество всегда являлось визитной карточкой наших героев. Более того, забегая вперед, скажу, что Helloween – одна из немногих групп, которая за все время существования не записала ни одной, повторяю, НИ ОДНОЙ дерьмовой пластинки! Конечно, кто-то может со мной не согласиться, и это нормально. Но при слишком поверхностном отношении к релизам с подобной репутацией можно запросто упустить редкую и очень ценную жемчужину, которая достойна гораздо большего внимания.

-5
-6
-7