Росстандарт объявил о введении нового ГОСТа, касающегося электросамокатов и им подобных средств индивидуальной мобильности. В частности, такая техника должна будет с февраля 2023 года иметь ограничение скорости в 25 км/ч, «пешеходный режим» в 8 км/ч, замок, фары и взрывозащищенный аккумуляторный отсек. ГОСТ должен стать основой для сертификации продающихся на российском рынке самокатов. Как это повлияет на уже имеющиеся устройства, выяснил «МК».
Новый ГОСТ Р 70514–2022 называется «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» и относится к электросамокатам, моноколесам, гироскутерам и некоторым другим подобным средствам. С этого года, напомним, название «электрические средства индивидуальной мобильности» применяется к такому «малому транспорту» и в ПДД.
«Стандарт впервые устанавливает требования безопасности, методы испытаний, требования к маркировке и сопроводительной документации для снижения риска нанесения ущерба как в отношении третьей стороны, так и управляющих электрическими средствами индивидуальной мобильности (ЭСИМ — электросамокаты, моноколеса и гироскутеры) лиц при их использовании по назначению, а также в случаях непреднамеренного неправильного использования, которые предусмотрены изготовителем», - отмечают в Росстандарте.
В частности, теперь стандарт требует, чтобы ЭСИМ и их «устройства хранения энергии», то есть батареи, имели пожаровзрывобезопасное исполнение, причем они должны выдерживать без повреждение «прогнозируемое ненормальное использование».
Говоря простым языком, аккумулятор электросамоката и его отсек должны позволять прыгать на этом самокате с бордюров без последствий для батареи. Требование вполне грамотное, поскольку именно механические повреждения, по заключениям ремонтников, могут повлечь самовозгорания батарей, которые периодически случаются при ночной зарядке.
«ГОСТ вводит требования на ограничение максимальной скорости – 25 км/ч – с возможностью определения местоположения ЭСИМ, что позволит существенно повысить безопасность граждан», - комментирует новый документ замминистра промышленности и торговли России Альберт Каримов. И в этом — некоторая новость: до сих пор в Правилах дорожного движения ничего не говорилось о необходимости встроенных в СИМ отслеживающих «маячков».
Впрочем, «возможность определения местоположения» может быть выполнена и в качестве терминала «ЭРА-Глонасс», которым по нормативам должны снабжаться все автомобили, вновь получающие российские ПТС. Но скорее всего, навигация будет применяться для автоматического включения «пешеходного режима» со скоростным лимитом 8 км/ч. Он также будет обязателен для СИМ по новому стандарту. Напомним, подобный режим уже активирован для прокатных электросамокатах в ряде пешеходных зон Москвы.
Разработчиком нового ГОСТ стал активно возрождаемый в последние годы НАМИ, в силу он вступит с 1 февраля 2023 года. «Стандарт призван стать основой при введении процедур обязательного подтверждения соответствия электрических средств индивидуальной мобильности», - отмечает заместитель генерального директора НАМИ Сергей Аникеев.
При этом сам по себе ГОСТ как документ в нынешней России, в отличие от советских времен, не является обязательным для применения производителями или импортерами. Этот документ добровольный — но его требования вполне могут стать обязательными для новых электросамокатов или гироскутеров в продаже.
- ГОСТ не обязаны применять производители и импортеры, но если по данной категории товаров действует обязательная сертификация для рынка России или Таможенного союза, то требования ГОСТа могут быть взяты за основу для такой сертификации, об этом и говорят разработчики стандарта, - поясняет юрист Алексей Голубев. - Сейчас ввозимые в Россию и производимые в стране устройства этого типа должны отвечать требованиям сразу двух технических регламентов Таможенного союза: требованиям к низковольтным электроприборам и электромагнитной совместимости техники. Но требования нового ГОСТа куда подробнее.
По словам юриста, для полноценной сертификации ввозимых ЭСИМ по новому стандарту необходимо подготовить новый, специализированный техрегламент Таможенного союза, по которому и будет сверяться соответствие продукции. Аналогичный техрегламент действует в отношении всех колесных транспортных средств.
- Кстати говоря, новый ГОСТ не означает, что электросамокаты, развивающие скорость больше 25 км/ч, нельзя будет сертифицировать в России, - добавил Голубев. - Просто их нужно будет растаможивать и сертифицировать в одной категории с электромопедами, то есть транспортными средствами.
Как пояснили корреспонденту «МК» в одном из подразделений ГИБДД Подмосковья, фактически речь будет идти о том, что водитель электросамоката или моноколеса, превысивший скорость в 25 км/ч, будет рассматриваться как водитель мопеда. А это значит, что он обязан иметь водительское удостоверение категории М или любой другой, а также удовлетворять всем требованиям для водителей транспортных средств (в первую очередь, быть трезвым).
И самое важное: уже выпущенных в свет и находящихся на российских просторах электросамокатов новый ГОСТ вообще никак не коснется. По крайней мере, пока: для масштабных акций по приведению парка СИМ к «общему знаменателю» потребуется ввести для этого класса техники не только номерные знаки, но и обязательный техосмотр.
Автор: Антон Размахнин