Когда мы слышим слово "дизель", мы представляем двигатель в машине, на морском судне или в локомотиве. Не воспринимаем как фамилию. А ведь это человек.
Рудольф Дизель родился в 1858 году в Париже. Отец был переплетчиком. Жили как все рабочие люди: сегодняшний труд - это обед на завтра. Гуляли, устраивали пикник на зеленых лужайках Венсенского леса. Но в 1870 году началась Франко-Прусская война.
Семье Дизелей-немцев пришлось бежать из Парижа. В столице процветал шовинизм, ненависть ко всему немецкому. Они оказались беженцами в Англии. Несладок хлеб на чужбине, вернее, его просто не было.
Отец отсылает 13-летнего Рудольфа в Германию к дяде. Родственники приняли мальчика тепло, разрешали пользоваться своей огромной библиотекой. Рудольф поступает в реальное училище, где его дядя преподавал математику. Учился отлично. Через два года он уже был учеником технической школы, затем поступает в Боварский политехнический институт в Мюнхене.
Именно здесь, слушая лекции по термодинамике о цикле Карно, он написал на полях конспекта " Изучить возможность применения изотермы на практике". Это стало мечтой и целью инженера. И Дизель начал работать над ее осуществлением. В 1892 году Дизель получает патент под названием "Метод и аппарат для преобразования высокой температуры".
Уже в 1893 году был создан опытный образец двигателя. На испытаниях произошел взрыв, Дизель чудом остался жив. Но через четыре года был готов первый стабильно работающий двигатель мощностью 20 лошадиных сил, КПД=26%. Это был прорыв. Двигателем заинтересовались промышленники. И это было счастье Дизеля! Он чувствовал себя победителем.
Без лишней скромности он писал: " Я настолько превзошел все до меня существующее, что могу смело утверждать, что иду во главе технического прогресса".
В 1898 году Дизель открывает собственный завод по изготовлению двигателей. Их используют в судостроении. Размеры двигателя уменьшаются. Через 10 лет был выпущен первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе.
В своем триумфе, счастье и успехе Дизель не разглядел туч, сгущавшихся над ним. Промышленная война Нефти с Углем задевала и дизельные двигатели. Доставали и патентные "битвы", суды и разбирательства.
Дизель был измучен и несчастен. Здоровье оказалось подорванным. Но он не сдается. Отлично выглядит, строен, подтянут. Немного седой в 55 лет. Общается с группой молодых инженеров на борту парохода "Дрезден". Плывут в Лондон на открытие завода по производству его двигателей.
Ужин, общение, прекрасная музыка. Друзья проводили его до каюты. Попрощались до утра, оказалось- навсегда. Утром его каюта была пуста
В море рыбаки нашли тело, но доставить его на берег не смогли. Море разбушевалось, как будто требовало свою жертву назад. И получило. Рыбаки сняли с пальцев золотые перстни, по ним сын Рудольфа Дизеля и опознал своего отца.
Было ли это убийство или самоубийство? Выяснить не удалось. Дизель ушел в вечность. А его дизели остались на земле с людьми навсегда.