Художественный фильм «Гадюка» 1965 года, снятый по одноименной повести Алексея Толстого, сейчас вспомнят не все. А жаль. Очень много в нем актуального. Хоть и действие происходит в годы гражданской войны.
Сюжет фильма вкратце таков.
Жила себе хорошенькая дочка купеческая Ольга Зотова. Вела жизнь изнеженную без горя и особых забот. И вдруг в ее дом пришла беда. Семью всю убили белогвардейские мародеры, а саму девушку тяжело ранили. В госпитале Ольга знакомится с товарищем Емельяновым. И, очарованная им, поступает затем в красноармейский эскадрон. Становится полноправным бойцом за дело трудового народа. Проходит через многие мытарства страшной войны, в том числе теряет дорогого сердцу Емельянова.
Но самое главное испытание ждет впереди. Испытание мирной жизнью. И тут выясняется, что в этой самой нормальной жизни Ольге просто нет места. Она стала другой. Слишком воинственной, слишком категоричной. Растеряла на фронтах гражданской войны свою женственность.
К тому же мир, в которой приходится возвратиться Ольге, насквозь противоположен героическо-революционной атмосфере, где закалился и сформировался ее характер.
Это мир мещанского НЭПа. И перед ним прошедшая «свинцовые ливни» Ольга Зотова бессильна. Как это не парадоксально звучит, но для Ольги война была свободой, романтической эпохой жизни. А заветное «светлое будущее» обернулось унылой жизнью в коммуналке с мелочными заботами, сплетнями и интригами соседей.
Между прочим, произведение Алексея Толстого, по которой был снят фильм, вначале называлось «Повесть об одной девушке». И тогда, в 1928, оно получило широкий общественный резонанс. Буквально задело за живое. Повесть активно обсуждали в литературных кружках, анализировали, дотошно разбирая жизненные коллизии главной героини.
На многочисленных дискуссиях читатели пытались разобраться, почему из бывшей купеческой дочери получился отличный красный кавалерист, но не вышел новый советский человек? Многие хотели бы, чтобы Ольга проявила незаурядную силу воли и смогла бы возродиться для новой счастливой жизни.
Кстати, интересна символика названия. «Гадюкой» называют Ольгу Зотову окружающие ее обыватели. Потому что для них она смертоносна и опасна. На самом деле в произведении Толстого, как и в фильме, главное зло – это именно они, ядовитые и шипящие, ограниченные и не терпящие инаковости мещане.
Отдельно хочется сказать о неповторимо прекрасной исполнительнице главной роли в фильме «Гадюка» – актрисе Нинель Мышковой.
Бесспорно, это ее лучшая роль. Нинель Мышкова играет трагедию женщины, не нашедшей себя. Ведь революционная борьба – это, по сути, не ее стихия. Ольга Зотова всегда стремилась к любви. Именно поэтому и пошла за товарищем Емельяновым.
Который, кстати, не подарил ей даже поцелуя. И потом в мирной жизни Ольга опять продолжает эту самую любовь искать. И опять не находит. (Так и остается девицей, что подчеркивается у Толстого). И доведенная до отчаяния насмешками, травлей, горьким одиночеством совершает чудовищный поступок, который и губит ее окончательно…
К слову сказать, в фильме великолепны и другие актеры: Борис Зайденберг, Константин Степанков, Александр Мовчан, Владимир Дальский. Особенно хороша Раиса Недашковская в роли соперницы Зотовой, Лялечки Варенцовой, этакой Эллочки Людоедки, только более чудовищной в окрепшей своей мещанской самоуверенности, самовлюбленности и наглости.
Помимо интересного сюжета, в фильме «Гадюка» лично для меня всегда очень значима была проблема адаптации.
Именно из-за нее фильм смотрится современно. И тут дело не только в пресловутом «военном синдроме», согласно которому человеку, испытавшему экстраординарные обстоятельства, прошедшему военные испытания, вдруг невыносимо трудно освоится в мирной жизни.
Мне кажется, что кроме всего этого, «Гадюка» – это еще и фильм о роковом поиске любви, а также своего места под солнцем. Поиске, который для некоторых заканчивается трагически…