На мою статью статью 500 рублей за пятерку: надо ли платить ребенку за учебу? моя подписчица написала развернутый комментарий, который я хочу подробно разобрать в этом материале. Я очень ей благодарен за такой ответ! Orla Colgan, благодарю! )))
Будем идти поступательно, разбирая каждый блок комментария.
В условно шуточном разборе будет много полезного материала, поэтому берите карандаш и блокнот, возможно что-то запишите для себя и возьмете на вооружение.
Итак, начнем ))
Родители оплачивали хорошие отметки в школе и домашние обязанности за пределами моей комнаты. Получалось порядка 6% от дохода семьи, когда мне было 11 лет до 30% дохода семьи, когда мне было 14-15. В теперешних ценах это было бы примерно от 2400 до 12000 рублей в месяц при доходе семьи 40000 рублей.
Система оплаты за учебу не нова и используется часто родителями. Если говорить о проценте от общего заработка семьи, то вознаграждение слишком шикарное для ребенка 11-15 лет. 30% бюджета семьи на оценки и протирание пыли и вынос мусора за пределами своей комнаты не каждый родитель может позволить, да и это не требуется.
Возникает вопрос:
Мы не знаем, а что движет автором комментария в процессе учебы? Только деньги, которые ей платят или что-то еще?
Есть внешняя "грубая" мотивация рублями или внутренняя мотивация к обучению, познанию нового, совместной работе с другими, саморазвитию, стремление проявить интеллектуальную активность, преодолевать препятствия на пути решения задач. Или мотивация внешняя, базирующаяся на мотивах лидерства, престижа, оказаться в центре внимания и т.д. Или и то и другое (то что жирным шрифтом выделил).
И тогда деньги становятся не МОТИВОМ движущим, а лишь приятным бонусом, дополнительным вознаграждением.
Идем дальше...
В это входила и покупка канцтоваров для школы, и еда, и проезд, и оплата репетиторов, а для увлечений - покупка книг, инструментов, радиодеталей, химреактивов. Если денег не хватало или чего-то не было в магазинах - собирала нужное на помойках.
О как! Вот так поворот! )))
Оказывается, что система оплаты за учебу, заявленная вначале (за отметки) совсем и не за отметки. Туда входит огромный список обязательных трат плюс конечно карманные на удовольствие.
Что из этого предложения следует? У девочки явный интерес к жизни, любознательность, желание познавать новое, инициативность, креативность, гибкий и пытливый ум. И высокий уровень ответственности и самостоятельности. Причем родители дают ей большую свободу в выборе покупок, как обязательных, так и личных, а это знак огромного доверия, так нужного подросткам ( вспомнить можно и Макаренко А.С., который однажды доверил своему не самому благонадежному подопечному - по мнению окружающих - съездить за продуктами, выдав ему общие деньги и еще пистолет для охраны. И это доверие в корне изменило парня, его отношение и последующую жизнь)
Тем не менее, никогда не работала за зарплату "вы платите - я работаю". Всегда работала потому что интересно, а зарплата была приятным бонусом, чтобы ноги таскала. Если не хватало денег - брала халтуру, но опять-таки, в приоритете были интересная работа, приобретение опыта, ну и строчка в резюме. И. да, когда задерживали зарплату на несколько месяцев - работала также, как и при зарплате: заказчик страдать не должен. Поэтому слыла главным штрейкбрехером. Зато - приобретала опыт, пока другие бастовали. Бывало, давала фирме свои деньги, когда надо было спасти фирму от банкротства.
Отсюда следует, что мы сделали правильный вывод, что в девушке в первую очередь сильна внутренняя положительная мотивация, то есть собственное развитие в процессе работы/учения, действия вместе с другими и для других, познание нового. Внутренние мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью. Ярко проявлены качества ответственности, работоспособности, трудолюбия, мотивированности, лидерства, инициативности, целеустремленности.
Поэтому, оплата хороших отметок не приводит к учебе за деньги. И не приводит к идее учиться и работать за зарплату "вы платите - я работаю". К этой идее может приводить набор ценностей и принципов в семье. В семье, исповедующей марксистско-ленинские принципы прибавочной стоимости работать будут только за деньги и долго жаловаться как их эксплуатируют. Если в семье главные ценности - интеллигентность и порядочность - деньги не приведут и к учебе только за деньги, зато простимулируют хорошую учебу.
Здесь вернемся к началу статьи, что в данном конкретном случае деньги не являлись основным побуждающим фактором к учебе. В следствие этого даже по прошествии многих лет привычка осталась, что есть факторы более значимые для деятельности, нежели "морковка спереди"
Платят же студентам повышенную стипендию, если сдадут сессию на пятерки. И снимают со стипендии, если в сессию будет хоть одна тройка. К проблемам это не приводит, наоборот стимулирует студентов хорошо заниматься. И в школе так же,
Тут можно сказать, что ребенок в 7-14 лет и молодые люди в 18-22 года находятся на разных психологических этапах взросления и соответственно отношение к своему труду у них разное. Как и отношение к деньгам. Поэтому сравнивать эти два этапа не верно, это как давать денежку младенцу за то, что он прошел ножками от дивана до коридора или сказал первым слово "папа", а не "мама".
ВЫВОД: Можно ли давать деньги школьникам за учебу?
Можно. Главное знать как и за что. Составить договор, в котором четко обозначить условия при которых материальное вознаграждение получает ребенок. Но это должно быть не основной доминантой в необходимости учиться.
Сегодня задача родителей (в первую очередь!) и педагогов привить тягу к учебе, научить учиться (как ни странно это бы звучало), объяснить зачем, показать смысл предметов с первого класса, а не подкреплять деньгами, когда ребенку это "не нужно, не интересно, лень, мне это не пригодится".
Именно развитие внутренней мотивации учения –это движение вверх. Оно происходит как сдвиг внешнего мотива (одобрение, положительная оценка) на цель учения (усвоение новых знаний, развитие своих способностей). Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления, которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное вознаграждение, а также жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно заниженные оценки. (А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова
Педагогическая Психология)