Найти тему
16,4K подписчиков

Подводные лодки против тяжелых крейсеров типа "Такао"

972 прочитали

В статьях на нашем канале мы достаточно подробно представили боевой путь и судьбу крейсеров типа "Такао", однако мы бы хотели более подробно рассмотреть один из эпизодов их боевой службы, причем трагический эпизод. И для этого есть свои основания. Мы уже как-то отмечали, что у каждого корабля своя судьба, и она совершает удивительные «фокусы». Так и в этом случае, разве можно вспомнить еще один боевой эпизод, в ходе которого три из четырех однотипных боевых кораблей (серия - 4 единицы) были уничтожены практически в одно время, а последний – сильно поврежден. Отметим сходный случай – гибель трех крейсеров типа «Новый Орлеан» (в серии – 7 кораблей) в ночном бою у острова Саво в 1942 году, но и тогда в строю осталась большая часть однотипных кораблей.

Носовые орудийные башни крейсера "Майя"
Носовые орудийные башни крейсера "Майя"

Итак, как уже сказано выше подробности тех событий представлены в ранее опубликованных статьях нашего канала (можно почитать ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ЗДЕСЬ2.

А здесь предлагаем вам вспомнить (или познакомиться) с описанием действий американских подводных лодок против крейсеров типа «Такао», непосредственно, в операции при Лейте в 1944 году. Наиболее подробно об этом написал Теодор Роско в своей книге «Американские подводные лодки во Второй мировой войне». Предоставим слово автору с некоторыми нашими комментариями. Тем самым рассмотрим один из самых известных первоисточников.

Тяжелый крейсер "Такао" на испытаниях, 1932 год
Тяжелый крейсер "Такао" на испытаниях, 1932 год

«Рано утром 23 октября две … подводные лодки, действовавшие с австралийских баз, … вели борьбу с крейсерами про­тивника. Это были подводные лодки «Дэйс» и «Дартер». Свои дей­ствия против японских крейсеров обе лодки начали 10 октября в районе между северо-восточным побережьем Борнео и водами вбли­зи острова Палаван.

11 октября командующий подводными силами, действовавшими с австралийских баз, поставил командиру подводной лодки «Дартер» две задачи: прикрыть западные подступы к проливу Балабак и южные подступы к проходу Палаван. Подводным лодкам «Дэйс» и «Дартер» рекомендовалось иметь в виду, что здесь могут появиться корабли противника из Сингапура.

Для справки: Подводные лодки SS-227 «Дартер» («Darter») и SS-247 «Дэйс» («Dace») принадлежали к типу «Гато» («Gato»), имели водоизмещение: подводное – 2 410 т (надводное – 1 526 т), мощность ЭУ – 5 400 л.с.(ДГ) / 2 740 л.с. (ЭД), дальность – 11 000 (10) / 96 (2) миль, экипаж – 60 человек (по другим данным – 80 человек). Вооружение: 10-533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых), запас торпед – 24; 1х1-76-мм/59 орудие, 1-40-мм «Бофорс», 1-20-мм/70 «Эрликон» (по другим данным: 1х1-76-мм/59 орудие, 2-12,7-мм пулемета, 2-7,62-мм пулемета).

Через три дня после этого подводная лодка «Дэйс» сообщила, что недалеко от северного побережья острова Борнео она обнаружи­ла конвой и потопила два транспорта.

Спуск на воду подводной лодки SS-227 «Дартер», 6 июня 1943 года
Спуск на воду подводной лодки SS-227 «Дартер», 6 июня 1943 года

В это время сюда подходил 2-й японский флот. Его линейные ко­рабли, вооруженные тяжелой артиллерией, направлялись прямо к острову Палаван. По сравнению с этой стальной армадой две подвод­ные лодки казались затерянными точками.

Дойдя до залива Бруней, находящегося на северо-западном по­бережье острова Борнео, японский флот разделился на два опера­тивных соединения. Одно соединение, в которое входили два ста­рых линейных корабля, отремонтированный крейсер «Могами» и четыре эскадренных миноносца, должно было пройти южнее ос­трова Палаван, через море Сулу и встретиться у острова Минда­нао с силами, которые шли туда же с Формозы. Это оперативное соединение затем должно было нанести удар по американским ко­раблям в заливе Лейте, подойдя туда через пролив Суригао. Глав­ные силы японского флота должны были пройти севернее острова Палаван, пересечь море Сибуян и направиться на восток через про­лив Сан-Бернардино. В главные силы входили 5 линейных кораб­лей, включая «Ямато» и «Мусаси», 12 крейсеров и 14 эскадренных миноносцев. Охраняя воды близ острова Палаван, подводные лод­ки «Дэйс» и «Дартер» должны были встретиться с одним из этих соединений. Они оказались перед основными силами японского флота.

Спуск на воду подводной лодки SS-247 «Дэйс», 25 апреля 1943 года
Спуск на воду подводной лодки SS-247 «Дэйс», 25 апреля 1943 года

Рано утром 21 октября на подводной лодке «Дартер» было по­лучено сообщение о высадке американских войск на Лейте. Коман­дир лодки решил, что флот противника, идущий из Сингапура, ве­роятно, направится к заливу Лейте по кратчайшему пути через про­лив Балабак. Поэтому он взял курс на пролив Балабак. Поздно вечером того же дня «Дартер» при помощи радиолокатора обнару­жила три тяжелых военных корабля. В течение семи часов лодка сле­довала за ними, докладывая по радио командованию, что не теряет их из виду.

Корабли шли с большой скоростью, и лодка не могла догнать их. Утром 22 октября командир прекратил преследование и взял курс на юг, чтобы встретиться с подводной лодкой «Дэйс». В ночь с 22 на 23 октября обе подводные лодки находились одна от другой в пределах слышимости человеческого голоса».

Схема боевых действий в ходе сражения в заливе Лейте
Схема боевых действий в ходе сражения в заливе Лейте

В дальнейшем Т. Роско приводит выдержки из донесений командиров американских подводных лодок, участвовавших в атаке, каждый из которых описал свои действия, действия союзника и противника. Познакомимся с этими донесениями (по данным Т. Роско).

Из донесений коман­дира подводной лодки «Дартер»:

«0 часов. Говорил с лодкой «Дэйс» относительно дальнейших действий.

0 часов. При помощи радиолокатора обнаружен противник.

0 часов 16 минут. При помощи мегафона передал на «Дэйс»: обнаружили противника. Вперед!

0 часов 20 минут. Пеленг меняется влево, обе подводные лод­ки сближаются на полном ходу. Легли на курс сближения. Цели держат курс на проход Палаван.

Подводная лодка "Дартер", рисунок
Подводная лодка "Дартер", рисунок

0 часов 22 минуты. Передал о наблюдениях за противником, установил, что обнаруженные корабли являются оперативным соединением из 11 тяжелых кораблей. Стало ясно, что подвод­ные лодки не смогут атаковать противника из-за большой ско­рости хода кораблей (вначале скорость их хода достигала 22 уз­лов). Подводные лодки шли в среднем со скоростью 19 узлов. Затем скорость хода кораблей противника начала уменьшаться и вскоре составляла уже 15 узлов. Теперь подводные лодки мог­ли их догнать. Истинный курс противника 39°. Подводная лод­ка «Дартер» должна была атаковать левую колонну на рассвете, а подводная лодка «Дэйс», находившаяся в пяти милях впереди, должна была атаковать правую колонну. Ночью решили не ата­ковать, так как необходимо было точно установить классы ко­раблей, которые, вероятно, направлялись к заливу Лейте, чтобы помешать высадке. Было ясно, что вследствие больших разме­ров японского флота и небольшой ширины прохода Палаван корабли до рассвета будут идти прямым курсом. Ночью цели шли без зигзагов...

4 часа 25 минут. Лодка находится впереди левой колонны тя­желых кораблей. Расстояние до кораблей 18 000 м. Скорость уменьшаем до 15 узлов. Самый крупный корабль в левой колон­не идет последним. Решено его атаковать.

5 часов 9 минут. Ложимся на обратный курс, направились к левой колонне и погрузились. (Подводная лодка «Дэйс» прошла мимо и погрузилась северо-восточнее нас.) Мы решили атако­вать свою цель, зайдя с запада.

5 часов 28 минут. Дистанция до первого крейсера в колонне 2 200 м.

5 часов 32 минуты. Произвели первый залп из носовых тор­педных аппаратов по головному крейсеру. Две торпеды попали в крейсер, а одна прошла впереди него. Через некоторое время выпустили еще две торпеды из носовых торпедных аппаратов. Затем, чтобы атаковать второй крейсер, круто повернули вле­во, решив использовать кормовые торпедные аппараты.

Крейсер "Атаго на испытаниях, 1932 год
Крейсер "Атаго на испытаниях, 1932 год

5 часов 33 минуты. Выпущенные торпеды попали в крейсер; произвели залп из кормовых торпедных аппаратов по второму крейсеру и повернули перископ в сторону первой цели, чтобы посмотреть, что происходит с кораблем. Крейсер так близко, что весь его корпус увидеть в перископ невозможно. На палубе пожар. Корабль окутан черным дымом. Надстроек не видно. Носовая часть корабля уже уходила под воду. Орудийная башня № 1 находилась на уровне воды, крейсер вот-вот должен был затонуть» (в данном случае речь идет о потоплении тяжелого крейсера «Атаго»).

«5 часов 34 минуты. Лодка ушла на глубину, чтобы уклониться от атак противника. Услышали четыре взрыва торпед, выпущен­ных по второму крейсеру. Уверены, что от четырех попаданий должен был затонуть и второй крейсер» (В ходе данной атаки был поврежден тяжелый крейсер «Такао»).…

Тяжелый крейсер «Такао», единственный крейсер данного типа переживший войну
Тяжелый крейсер «Такао», единственный крейсер данного типа переживший войну

«5 часов 39 минут. Подводная лодка контратакована глубин­ными бомбами. Четыре эскадренных миноносца производили поиск и бомбометание.

5 часов 40 минут. Гидроакустические приборы уловили зву­ки взрывов, доносившихся оттуда, где примерно должны были остановиться торпедированные крейсеры. Во всех отсеках был слышен шум. Он приближался, пока не стал раздаваться прямо над лодкой. Лодку встряхнуло. Послышались сильные взрывы.

5 часов 57 минут. Один за другим раздались четыре отдален­ных взрыва торпед. Вероятно, это торпеды, которые выпустила подводная лодка «Дэйс».

Подводная лодка "Дэйс" входит в гавань
Подводная лодка "Дэйс" входит в гавань

От 6 часов до 6 часов 4 минут раздавались сильные взрывы; вероятно, взрывались артиллерийские погреба поврежденных кораблей.

6 часов 5 минут. Противник снова начал сбрасывать глубин­ные бомбы. На этот раз, по-видимому, была атакована подвод­ная лодка «Дэйс». Сброшено 36 бомб. Начиная с этого времени и почти до 6 часов 25 минут слышны более отдаленные взрывы. Но теперь это не взрывы глубинных бомб.

6 часов 30 минут. Сбрасывание глубинных бомб продолжа­ется.

8 часов 20 минут. Лодка на перископной глубине. На дистан­ции 11 000 м от нас обнаружили неподвижный крейсер типа «Атаго», слегка накренившийся на правый борт. Возле него находи­лись три эскадренных миноносца, а над всем этим районом кру­жили три самолета.

11 часов. Направились к крейсеру.

13 часов. До крейсера 7 200 м. Два эскадренных миноносца пат­рулировали на траверзе цели в 3 600 м от нее. Над ними кружились четыре самолета. Решили, что в такой обстановке не следует начинать торпедную стрельбу – лучше атаковать крейсер с носа.

14 часов 30 минут. Расстояние до крейсера 6 300 м. Когда за­ходили в голову цели с левого борта, оба миноносца взяли курс прямо на лодку. Дистанция между лодкой и ближайшим мино­носцем сократилась до 3 950 м, ушли на глубину, чтобы избежать столкновения. Атаковать миноносцы мы не могли, так как тор­педы предназначались для крейсера. Решили ждать до вечера, чтобы совместно с подводной лодкой «Дэйс» провести атаку.

Подводная лодка SS-247 «Дэйс» на базе Гротон, июль 1943 года
Подводная лодка SS-247 «Дэйс» на базе Гротон, июль 1943 года

15 часов. Заметили, что на борт крейсера подняли барказ. Те­перь он, должно быть, мог двигаться. Зашло солнце. Лодка про­должала оставаться вблизи крейсера и на малой глубине.

19 часов 15 минут. Всплыли на поверхность. На экране рада­ра по-прежнему видим крейсер. Отправились в район встречи с подводной лодкой «Дэйс».

Послали донесение о встрече с остановившимся крейсером и указали примерный состав оставшихся японских сил.

21 час. Отказались от встречи с лодкой «Дэйс», так как она все еще была не замечена, и ухудшившаяся видимость создавала бла­гоприятные условия для немедленной атаки. «Дэйс» приказано занять позицию в 10 милях от крейсера на курсовом угле 150°. «Дартер» заняла позицию в 10 миляхот крейсера на курсовом угле 50°. Предполагали, что эскадренные миноносцы попытаются от­буксировать крейсер прямо к рифам у острова Палаван.

22 часа. Крейсер начал движение, делая от четырех до шести узлов; курс был очень неустойчивым: по бортам крейсера пат­рулировало по одному эскадренному миноносцу.

22 часа 45 минут. Начали выходить в надводную атаку в ус­ловиях очень плохой видимости. Решили атаковать с правого борта. Передали на «Дэйс», что будем атаковать через 90 минут, и что, если мы вынуждены будем уйти на глубину, она должна сама потопить крейсер.

24 часа. Для занятия боевой позиции оставался еще один час. Идем со скоростью 17 узлов.

0 часов 5 минут. (24 октября). Сели на риф Бомбей. Между тем подводная лодка «Дэйс», войдя в соприкосновение с против­ником, находилась непосредственно среди японских кораблей».

На этом донесения командира ПЛ «Дартер» по интересующему нас факту закончены. Познакомимся с изложением последовательности развития боевых действий в донесении командира другой подводной лодки – «Дэйс»:

«5 часов 32 минуты (23 октября). Услышали пять взрывов; предполагаем, что это взрывы торпед подводной лодки «Дартер».

5 часов 34 минуты. Услышали еще четыре взрыва торпед. Большое облако дыма стояло над тем местом, где торпедирован­ный корабль был виден в последний раз. Корабль, находящийся левее, также был охвачен дымом. Два эскадренных миноносца направлялись к месту боя. Использовались различные средства сигнализации, в том числе и световые ракеты. Казалось, что боль­шие корабли описывают циркуляцию. Хотя было еще темно, я насчитал восемь тяжелых кораблей (линейных кораблей или крейсеров), а также два эскадренных миноносца. Два тяжелых корабля к этому времени были уже торпедированы.

Швартовка ПЛ SS-247 «Дэйс» в гавани Перл-Харбора, середина 1944 года
Швартовка ПЛ SS-247 «Дэйс» в гавани Перл-Харбора, середина 1944 года

5 часов 42 минуты. Положение постепенно выясняется. Я из­брал себе цель. Вероятно, это линейный корабль. Дистанция 6 300 м.

5 часов 45 минут. Цель опознана. Перед нами тяжелый крей­сер типа «Атаго» или «Нати». Таких кораблей было два. Но за ними виден еще один тяжелый корабль, похоже, что это линкор. Он постепенно удаляется. Если он уйдет, есть еще два корабля, которые могут попасть под удары торпед лодки. Сложилась об­становка, о которой подводники могут только мечтать. Лодка очутилась прямо перед оперативным соединением! Если бы у меня было несколько торпед в кормовых торпедных аппаратах! После атаки строй кораблей изменился, так что я не мог хорошо уяснить себе их первоначальное построение. Теперь, когда не­много прояснилось, я увидел следующую картину: два крейсера типа «Атаго» или «Нати» шли впереди линейного корабля или тяжелого крейсера (моя цель), затем в 1 200 м западнее по тому же курсу шли в кильватере два других линейных корабля, веро­ятно, типа «Исе». В шести милях от них, в районе позиции лодки «Дартер», кружило несколько эсминцев. Один неопознанный тяжелый корабль держался к востоку от них. Это был либо авианосец, либо еще один линейный корабль. Таким образом, всего было восемь тяжелых кораблей и четыре эскадренных миноносца.

5 часов 52 минуты. Два первых крейсера продвинулись впе­ред на 1 200 м. Они образовали прикрытие для избранной мною цели. Я хорошо их видел. Это были крейсера типа «Атаго» или «Нати». Теперь была лучше видна и избранная мною цель – ве­роятно, линейный корабль типа «Конго». По размерам он выглядел значительно больше каждого из двух крейсеров, которые только что прошли вперед. У него было две дымовые трубы, и его надстройки казались гораздо массивнее надстроек двух пер­вых крейсеров. Скорость его хода также была меньше, чем у них.

5 часов 54 минуты. Начали торпедную стрельбу из носовых торпедных аппаратов. Выпустив одну за другой все шесть тор­пед, увидел совсем близко второй линейный корабль. Погрузил­ся глубже и стал заходить ему в кильватер.

5 часов 56 минут. Один за другим раздалось четыре взрыва торпед.

6 часов 1 минута. Раздалось два сильных взрыва: очевидно, взорвались артиллерийские погреба. Таких сильных взрывов я никогда прежде не слыхал.

Тяжелый крейсер "Майя" погиб от американских торпед
Тяжелый крейсер "Майя" погиб от американских торпед

Гидроакустики рассказывали, что эти взрывы прозвучали так, как будто они шли из глубины океана. Слышались грохот и треск, каких я также никогда не слыхал. Вначале мне показалось, что все это происходит внутри лодки, и я приказал команде немед­ленно осмотреть все отсеки. Но скоро мне сообщили, что все в полном порядке, и я вздохнул с облегчением. Грохот доносился с северо-востока, из района местонахождения цели, но казалось, что корабль идет ко дну как раз над нами. Через пять минут после этих сильных взрывов были зарегистрированы менее сильные взрывы, которые раздавались в течение последующих 20 мин». (В результате этой атаки был потоплен еще один тяжелый крейсер типа «Такао» – «Майя»).…

Крейсер "Майя" на стоянке
Крейсер "Майя" на стоянке
«6 часов 5 минут. Первый разрыв глубинной бомбы. Бомбы па­дали все ближе и ближе к лодке, и нам пришлось в течение следу­ющих 30 минут много поработать, чтобы уклониться от них.
11 часов. Всплыли на перископную глубину. В поле зрения ничего не было видно. Произвели перезарядку торпедных аппа­ратов.
14 часов 25 минут. Увидели верхушки мачт корабля. Идем прежним курсом.
15 часов 10 минут. Обнаружили поврежденный крейсер типа «Атаго», который охраняли два эскадренных миноносца, держась на значительном расстоянии от него. Крейсер прикрывали так­же самолеты. Корабль, видимо, был серьезно поврежден в ре­зультате атаки лодки «Дартер» и, казалось, не имел возможнос­ти продолжать движение самостоятельно. Условия для дневной атаки были неблагоприятны, поэтому я решил атаковать крей­сер ночью в надводном положении, а до этого провести зарядку аккумуляторов".
Подводная лодка «Дартер» на камнях, уничтоженная артогнем американских
подводных лодок
Подводная лодка «Дартер» на камнях, уничтоженная артогнем американских подводных лодок

22 часа 56 минут. Подводная лодка «Дартер» сообщила, что она предпринимает попытку провести надводную атаку на ост­рых курсовых углах. Если она будет вынуждена уйти на глуби­ну или ее будут преследовать эскадренные миноносцы, атако­вать эту цель должны будем мы.

23 часа 30 минут. Получил сообщение о том, что «Дартер» пред­приняла обходной маневр на запад, и мне приказано начать атаку, когда все будет готово. Я также предпринял обходной маневр, что­бы занять более выгодную позицию для подводной атаки. Ночь стояла темная, но к востоку горизонт был ясным, и на его фоне можно было различить цель.

0 часов 7 минут (24 октября). Получил сообщение от ко­мандира подводной лодки «Дартер» о том, что его лодка села на мель».

Разрушения на верхней палубе подводной лодки SS-227 "Дартер"
Разрушения на верхней палубе подводной лодки SS-227 "Дартер"

На этом действия двух американских подводных лодок против соединения Куриты закончились. Подводная лодка «Дартер» так сильно села на мель, что с нее пришлось снять команду на подводную лодку «Дэйс», а саму ПЛ уничтожить. Причем, по данным Т. Роско, это удалось сделать не быстро и не сразу. Потребовались усилия нескольких американских подводных лодок (в том числе подводной лодки "Наутилус"), чтобы уничтожить корпус этой лодки, дабы не допустить ее захвата противником.

Вид рубки и орудия ПЛ «Дартер» после попадания 55-152-мм снарядов с ПЛ
«Наутилус»
Вид рубки и орудия ПЛ «Дартер» после попадания 55-152-мм снарядов с ПЛ «Наутилус»

Но в любом случае действия «Дартер» и «Дэйс» следует признать исключительно успешными и удачными – на их счету два потопленных тяжелых крейсера и один тяжело поврежденный, причем в течение одной ночи. А вот операция «Се Го» с самого начала развивалась неудачно, неудачно она и закончилась как для кораблей-участников, так и для руководства японским Императорским флотом.

Подводная лодка SS-168 «Наутилус» - именно ее 152-мм орудия уничтожали
«Дартер»
Подводная лодка SS-168 «Наутилус» - именно ее 152-мм орудия уничтожали «Дартер»

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с. ;Friedman, N. U.S. Naval Weapons of World War one: Guns, Torpedoes, Mines, and ASW Weapons of All Nations. An Illustrated Directory. Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - p.479; Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy / E.Lacroix// Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник/Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 /С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба/ Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))