Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

"Солонина, пряженики, чай": что ели и пили рабочие Берёзовского завода более 140 лет назад?

Приветствуем наших читателей!

Историческое и этнографическое описание Берёзовского завода и его жителей подготовил священник Пророко-Ильинского храма Александр Топорков.

Напомним краткую биографию священника-этнографа. Родился он в 1822 году в Петропавловском заводе Верхотурского уезда в семье потомственных священнослужителей. По окончании Пермской духовной семинарии в 1842 году он занял праздное место учителя Духовного приходского училища. Через два года был рукоположен в сан священника с определением в Знаменский приход Верхнетагильского завода. 20 декабря 1864 года был переведен для священнослужения в Березовский завод Екатеринбургского уезда. В 1881 году он опубликовал на многих страницах выпусков Пермских Епархиальных ведомостей своё сочинение "Берёзовский завод. Историческое и этнографическое описание", которое было написано, судя по внутренним отсылкам и записям из церковного архива, в период с 1880 по 1881 гг.

Основная цель создания сочинения была показать быт, образ жизни и промыслы березовчан для того, чтобы улучшить пастырскую работу и способствовать нравственному "излечению" населения от действия различных "сект" и религиозных движений.

Возможно, что предложение создать такой труд исходило от интеллектуального окружения священника. Сам же священник указывал, что объемная рукопись вначале не предназначалась для печати, он хотел её сдать в церковный архив, но затем, без указания причин, отправил сочинение в ведение Епархиальных Ведомостей, где редакция любезно приняла материал и ознакомила с ним многих читателей. Этнографическое начинание отца продолжил и его сын, опубликовав в 1892 году описание Васильево-Шайтанского завода (совр. Первоуральск) и его жителей .

В 1897 году был возведен в сан протоиерея. Скончался 26 октября 1903 года и погребен на приходском кладбище близ алтаря Успенской церкви Березовского завода [1].

Захоронение прот. А. Н. Топоркова на Берёзовском кладбище
Захоронение прот. А. Н. Топоркова на Берёзовском кладбище
Похороны священника в октябре 1903 г. Фото из [1]
Похороны священника в октябре 1903 г. Фото из [1]

Обратимся к "гастрономической" части этнографического описания жителей Берёзовского завода. Оно интересно для нас тем, что фиксирует изменение практик питания берёзовчан в условиях падения доходов населения, роста цен и широкой моды на экстравагантные напитки. В приведённом клириком меню наблюдаются небольшие влияния украинской кухни в виде щей, северно-русских устоявшихся практик питания (солонина), а также региональные кулинарные традиции.

"Затем изысканность в пище и питии как червь точит и так небогатое состояние жителей. Употребление чая составляет для всех необходимые питьё утром и вечером; самовар, которого лет 15 тому назад не было, кроме богатых и знатных, стал теперь необходимой принадлежностью каждого дома, и это чаепитие оказывает довольно неблагоприятное явление на здешних рабочих жителей. Простуда, горячка, кашель между ними весьма обыкновенны. Сильно распространена здесь чахотка, так, что едва ли не третья часть жителей страдает этой болезнью. Все ныне едят круписчатый хлеб [так написано в публикации, подразумевается хлеб из дорогой, мелкой натертой крупы - Прим. ред.] первого или второго сорта; нищие ходящие от окна к окну, вымаливающие кусок хлеба во имя Христово - и они не видят в подаяниях куска ржаного или пшеничного хлеба, а всегда у них выглядывают из корзины или наплечного мешка крендели или куски белого хлеба, даже псы, которых здесь немало, и те едят от круписчатых крупиц, бросаемых от трапез господ своих.

Берёзовский завод, 1860-е гг.
Берёзовский завод, 1860-е гг.

Наконец, усиление пьянства при уменьшении заработной платы, при возрастании разного рода налогов, при увеличение дороговизны на все продукты домашнего потребления и при несчетном числе торговых помещений с продажею "питей" на всех перекрёстках приезжих дорог, - как саранча, поедает последние гроши рабочего человека и доводит его до крайности, которая бросается в глаза при виде с году на год увеличивающегося числа нищих всякого пола и возраста, нищих отцев и матерей, имеющих детей-работников, и нищих детей, у которых есть отцы и матери - дармоеды. Таким образом существует и перебивает почти всё здесь: из года в год, с месяца на месяц, со дня на день как птицы небесные; что заработали и промыслили, тем сего дня и живи, а о завтра не думают".

Рабочие люди Берёзовского, нач. ХХ в. Фото из Музея золота
Рабочие люди Берёзовского, нач. ХХ в. Фото из Музея золота

Далее священник приводит обычное меню рабочего Берёзовского завода.

"При этом очерк наш был бы далеко не полон, если бы мы не упомянули в нём о том, чем питается наш рабочий народ. Вот в чём состоит эта пища:

а) щи из свежей говядины или солониной домашнего приготовления или с солёной какой-либо рыбой или с капустой всегда, как следует, заправленные крупой с луком и перцем;

б) картофельная похлёбка с масляной заправой, редька нарезанная тоненькими ломтиками или тёртая на тёрке с квасом, солью и луком;

в) рассыпчатая, зерно от зерна, ячменная или пшённая каша, а к ней конопляная или скоромное масло;

Конопляное масло / organicwoman.ru
Конопляное масло / organicwoman.ru

г) кисель, или гороховый, или кислый делаемый из опары, чаще всего с конопляным маслом, но редко из картофельной муки, к которому требуется молоко или мёд;

д) блины, оладьи, пряженики [жареные лепешки из дрожжевого теста - Прим. ред.], пельмени из говядины, грибов и капусты;

Пряженики / krassever.ru
Пряженики / krassever.ru

е) пироги из круписчатой муки с начинкой из грибов, капусты, моркови солёной или свежей рыбы, в праздничные же дни из изюма, мака, молотой черёмухи (!).

Кроме таких блюд в каждом порядочном доме ещё бывает яичница и печёные яйца [обычно их делали в церковные праздники - Прим. ред.], зажаренная рыба или баранина, и - домашнего печения круписчатый хлеб. А бедный люд, перебивающийся кое-как, питается только круписчатым хлебом и чаем с угрызением маленького кусочка сахара: лишь глядя на крошечную сладость, он вливает в себя, как говорится до седьмого пота, каких-нибудь восемь стаканов едва жёлтенькой жидкости заморского чайку, и делает это по три и четыре раза в день. Понятное дело" - заключает церковник, - "он от этого бывает ни сыт, ни голоден, живёт себе на авось и благодушествует" [2].

Что ели и пили Ваши предки в то время?

Ссылки:

1) Бортникова Т. А. Верность храму своему. Берёзовский, 2006.

2) Топорков А. Н. Берёзовский завод Екатеринбургского уезда. (Историческое и этнографическое описание) // ПЕВ. 1881. Выпуск. 8.

Также Вы можете ознакомиться с другими "гастрономическими" записями на нашем канале:

Кафе-бар "Каменные палатки"

Кафе "Серебряное копытце"

Ресторан "Уктусские горы"

Самый первый ресторан Шарташа

Ресторан "Шарташ"

-8

#уральская кухня

#старинные рецепты

#алкоголь на урале

#крестьянская пища

#пища рабочих урала