На законодательном уровне установили правила общения медработников с пациентами.
Спецификой общения медицинского работника с пациентом и его родственниками является, то, что человек имеющий проблемы со здоровьем, порой бывает эмоционально неустойчив, не корректен, не терпелив и не критичен. При этом, доверяя свое здоровье и тайны, пациент рассчитывает на сочувствие, профессионализм, порядочность и участие к себе со стороны медицинского работника. Соблюдение правил этики прописано в статье 6 Федерального закона «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ.
Недавно этические рамки во время разговора врача, медицинского работника с пациентом Минздрав России были более уточнены и конкретизированы.
30 ноября 2022 года Минздрав России с участием экспертов из Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, НМИЦ терапии и профилактической медицины, а также ГК «Росатом» разработали новые Методические рекомендации № 12-22 для медиков и персонала больниц. В них прописаны правила общения с пациентами во время дистанционных консультаций со списком недопустимых при разговоре «фраз-провокаторов», которые следует исключать, заменяя на более корректные выражения.
С Методическими рекомендациями можете ознакомиться ЗДЕСЬ
Одним из ключевых блоков Методических рекомендаций стало описание требований к правилам общения с пациентами во время дистанционных консультаций - корректного и доброжелательного общения с пациентами, без применения оценочных суждений со стороны медицинского работника в адрес пациента, прямых или завуалированных оскорблений и фраз, не несущих конкретного смысла.
Об изменениях в медицине в 2023 году, которые коснутся практически каждого
Определён список фраз, которые запрещается использовать медицинскому работнику при дистанционном общении с пациентом при записи на приём к врачу. К примеру, вместо обращений к пациенту - «женщина», «девушка», «молодой человек», «мужчина», следует заменять именем пациента или местоимением «вы». Фраза «ваша проблема» заменяется «нашим вопросом» или «нашей с вами ситуацией». Фразы-обвинения в общении с пациентом вообще не должны использоваться:
- «не знаю, кто вам такое сказал»;
- «это же не я вас неправильно проконсультировал (а)»;
- «а мы-то здесь причём?»;
- «вы меня, конечно, извините, но»;
- «вы что-то путаете»;
- «вы меня не слышите»;
- «что вас ещё не устраивает»;
- словесные конструкции, возлагающие вину на пациента;
- уменьшительно-ласкательные слова;
- выражения «не могу» или «не сможем».
Недопустимым также является при общении с пациентом использовать интонацию, демонстрирующую безучастность и безразличие.
«Таким образом, недопустимы в употреблении фразы и интонации: демонстрирующие безучастность и безразличие; трактуемые как попытка уйти от ответственности или прямо говорящие о безответственности, отражающие безынициативность или нежелание помочь; любые оценочные суждения, прямые или завуалированные оскорбления; фразы, не несущие конкретного смысла», - говорится в документе.
В частных клиниках такой подход в общении с пациентами давно используется и является нормальным явлением, и с каждым годом такое общение усовершенствуется.
Я хоть и не часто обращаюсь к платным врачам в частных клиниках, но успела отметить их доброжелательное отношение к пациентам. Однако, платного врача может позволить себе далеко не каждый россиянин. Если говорить о медработниках в государственных и муниципальных поликлиниках и больницах, то мне видимо везло и с грубым отношениям мне не приходилось сталкиваться.
А что вы думаете о таких нововведениях в государственных учреждениях здравоохранения? Напишите в комментариях