Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Апокалипсис (2006, США, исторический / приключенческий): Умри!

"Апокалипсис" — квинтэссенция представлений обывателя об индейцах. В этом плане Мел Гибсон сделал идеальное кино, великолепный исторический фильм. Никто не видел ничего подобного прежде.
Абсолютно простой сюжет: чувак жил в лесу, его забрало в рабство сильное племя, он из рабства убежал — потому что и сам был не пальцем делан. ВСЁ. Никакой рефлексии. Рефлексия возникает у зрителя, во время просмотра. Если бы из фильма извлекли все диалоги — было бы еще лучше. А еще лучше было бы, если б убрали мелодраматическую линию, которая появляется вначале, ну и, как полагается, в конце. Очевидно, что Гибсон приплел тему о беременной жене главного героя и сынишке, брошенных в яму, только для того, чтобы фильм хоть как-то соответствовал стандартам жанрового сюжетного кино. Но я уверен: дай ему волю, он бы выкинул всю эту ерунду и оставил бы одно только нескончаемое насилие, которое к тому же заснято на цифровую камеру — что придает фильму почти что документальную достоверность. Гибсон показывает

"Апокалипсис" — квинтэссенция представлений обывателя об индейцах. В этом плане Мел Гибсон сделал идеальное кино, великолепный исторический фильм. Никто не видел ничего подобного прежде.

Абсолютно простой сюжет: чувак жил в лесу, его забрало в рабство сильное племя, он из рабства убежал — потому что и сам был не пальцем делан. ВСЁ. Никакой рефлексии. Рефлексия возникает у зрителя, во время просмотра. Если бы из фильма извлекли все диалоги — было бы еще лучше. А еще лучше было бы, если б убрали мелодраматическую линию, которая появляется вначале, ну и, как полагается, в конце.

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

Очевидно, что Гибсон приплел тему о беременной жене главного героя и сынишке, брошенных в яму, только для того, чтобы фильм хоть как-то соответствовал стандартам жанрового сюжетного кино. Но я уверен: дай ему волю, он бы выкинул всю эту ерунду и оставил бы одно только нескончаемое насилие, которое к тому же заснято на цифровую камеру — что придает фильму почти что документальную достоверность. Гибсон показывает примитивные страхи, примитивную борьбу за жизнь. Почти что Пазолини, который снял минималистический шедевр "Царь Эдип": отсек все ненужное и сделал миф, который даже не выглядит мифом.

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

В "нагрузку" к жене главного героя даны некоторые лирические зарисовки. Так, например, старый индеец с культей вместо правой руки рассказывает сказку о наступлении конца света (христианский "апокалипсис" в названии фигурирует лишь для красного словца, для зрителей). "Мир исчезает, когда ему нечего тебе дать". И вот мы видим племя нашего героя: люди живут в замкнутом пространстве, самодостаточные и самодовольные. Пасторальные сценки: охота на тапира, ебля, тупые шутки. Нечего взять от мира, да ничего брать и не нужно. Не хочется. И тогда наступает "апокалипсис": приходят те, кому все еще что-то нужно, и разрушают твой мир.

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

Забавно, что Гибсон, демонстрируя человеческие жертвоприношения, бесконечный садизм, возведенный в культ, как бы оправдывает европейскую экспансию. Безжалостному приговору Гибсона подверглись индейцы — сразу после евреев :) Сотни тысяч индейцев, которые ничтоже сумнящесь перерезают глотку своему собрату, не заслуживают жизни.

В конце фильма появляются европейцы. Они плывут на лодках в Новый мир, с крестами и мушкетами. Их лица ничего не выражают. Это самые статичные персонажи фильма. Они выглядят как исполнители некой божьей воли, не соображающие, что творят. В этом заключен особый взгляд Гибсона: он сумел оживить "мертвых", наделить характерами (что вообще удивительно для фильма в жанре "экшн") индейцев, но в то же время Гибсон превратил белых в кукол. Изощреннейшее, шокирующее двуличие :)

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

Фильм блестяще поставлен. Бешеный, какой-то даже обескураживающий драйв. Два часа пролетают как одно мгновение. Лишь единожды, как и в "Страстях Христовых", Гибсон позволил себе эстетский и неуместный выебон. Там была знаменитая капля, а здесь — вояж камеры от ступней Лапы Ягуара к водопаду и дальше, дальше, над водопадом. От восторога хлопаешь себя по ляжкам и задумываешься: а как же, блин, это было сделано?

Уже сейчас слышатся упреки, что фильму недостает эпичности и размаха. Что, дескать, Гибсон поставил планку, до которой не смог допрыгнуть. На самом деле, очевидно, что он и не стремился к эпичности. Поэтому здесь главным героем выступает "обычный парень", а не видная историческая личность, подобная Уильяму Уоллесу (
"Храброе сердце"). И уж тем более это не Иисус Христос. Глазами Лапы Ягуара мы можем лишь прикоснуться к великой, загадочной, таинственной цивилизации майя. Это "приключение поневоле".

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер: Мел Гибсон.
Сценарий: Мел Гибсон, Фархад Сафиния,
Оператор: Дин Семлер,
Композитор: Джеймс Хорнер.

В главных ролях: Руди Янблад, Далия Эрнандез, Джонатан Брюэр.
В ролях: Моррис Бёрдиеллохед, Карлос Эмилио Баез, Рамирез Амилькар.

Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)
Кадр из фильма "Апокалипсис" (2006)

Интересные факты о фильме:

  • Съемки проходили в мексиканских лесах. Влажный климат тех мест не способствовал работе. Камеры выходили из строя. Инженером Питом Романо был разработаны специальные боксы для камер для съемок под проливным дождем. И все же дикое количество осадков сделало свое дело: премьеру фильма пришлось перенести с 4 августа на 8 декабря.
  • Фильм снимали на цифру. Если перевести количество отснятого материала на пленку, то длина рулона составила бы 2 миллиона футов.
  • Гибсон специально взял в картину непрофессиональных актеров, чтобы добиться аутентичности. Проще говоря, людей с улицы. А потому его режиссерские указания большинство просто не понимало, так как английского они не знали. Вот такая тяжелая работа.
  • Любовь Гибсона к мертвым языкам ("Страсти Христовы" были дублированы на арамейском) проявляется и здесь — персонажи говорят на языке майя.
  • После того, как Гибсон попался пьяным и поносил евреев, над проектом нависла угроза. Однако он так настойчиво извинялся, сразу же отправился в клинику на лечение, а — самое главное — сам финансировал свой фильм =), что ему запретили снимать сериал про Холокост, а "Апокалипто" оставили в покое.
Мел Гибсон на съемках фильма "Апокалипто" (2006)
Мел Гибсон на съемках фильма "Апокалипто" (2006)

Читайте также (и подписывайтесь на мой канал):

Мел Гибсон
Владимир Гордеев5 апреля 2023