Многих пользователей, особенно в санкционную эпоху, пугает зависимость от централизованных платформ, поэтому децентрализация из криптоанархической утопии превратилась во вполне насущную потребность для, например, безопасного хранения своих активов. Многие децентрализованные платформы управляются с помощью ДАО (децентрализованных автономных организаций), где инвестиции пользователей в платформу дают им больше управленческих прав.
Олег Огиенко, руководитель направления пиринга Eurasia Peering IX, поделился своей точкой зрения о новой модели интернета версии Web 3.0 в экспертной статье для портала "Коммерсантъ. А в этой статье мы попробуем раскрыть предпосылки формирования и возможное будущее вселенной Web3.
Web3 (Web 3.0) — это эволюция интернета и новое цифровое будущее?
Можно сказать, что мы прожили Web 1.0 и на данный живем в эру Web 2.0. Разберем подробнее эти две цифровые эпохи.
Web 1.0 (1990-е гг) — интернет на заре своего развития, "статичный" интернет: чаты, форумы, сайты-одностраничники, небольшие возможности поиска информации, контент генерировали небольшие группы (владельцы сайтов). Чтобы люди могли объединиться в компании, нужно было физически прийти кому-то в гости и там общаться.
Web 2.0 (2000-е гг и по настоящее время) — "динамичный интернет": появление поисковиков, зарождение соцсетей и множества персональных профилей на разных платформах, сбор всевозможных данных о пользователе. В эту эпоху, чтобы прийти к кому-то в гости или поговорить группой/компанией, достаточно с телефона создать групповой звонок в мессенджере на одной из платформ, где пользователь зарегистрирован/имеет профиль.
Компании стали размещать данные в облаках, арендованных у дата-центров. Социальные сети стали главным центром общества для обмена новостями, фотографиями, эмоциями и планами, а главное — они стали диктовать/рекомендовать контент, который пользователи хотят посмотреть или купить на основе проставленных лайков, просмотренных или прерванных видео и даже поиска той или иной информации. Учитывается также, с какой территории пользователь заходит на ресурс. Стал преобладать контент, который можно лучше увидеть и рассмотреть. Люди сами и наполняют ресурсы своими данными, фотографиями, т.е. пользователь сам стал основным генератором контента, а не владелец ресурса, как было раньше.
Комплексом всё это породило мощный инструмент для маркетинга и принцип "Если вашего бизнеса нет в интернете, значит вас нет в бизнесе". Однако у модели Web 2.0 достаточно много выявленных недостатков помимо централизации. Сейчас наиболее остро стоит вопрос о безопасности самих данных (утечка данных из единого места хранения), т.к. SLA работы сервиса диктуются самим сервисом. Также часто происходит дублирование информации и пользовательских профилей.
Web 3.0 — предпосылками для формирования новой интернет модели стали недостатки Web 2.0 и преимущества Web 1.0. Вероятнее всего, мы сможем только в будущем определить более-менее точную финальную дату появления Web3 (как например, дата Web1 была определена только во время выхода Web2). Но в том или ином виде эта модель уже существует с момента создание первого криптосообщества или другого показателя, ведь объем инвестиций в сферу интернета составляет сегодня триллионы $.
Причины появления Web3:
- Уход от монополизма площадок (децентрализация): корпорации не могут сами кого-то заблокировать, ограничить доступ к контенту; появление блокчейна, искусственного интеллекта/машинного обучения; развитие криптовалюты, более высокая конфиденциальность и зарождение мета-вселенных, лавинообразное развитие интернета вещей, квантовые вычисления.
- Самостоятельная эволюция: всё, что есть в интернете, управляется самими пользователями (а не "центральными игроками") и хранится у пользователей; возможность зарабатывать и экономить на своем уникальном контенте (NFT) самим же пользователям, в отличие от модели Web 2.0, где корпорации сортируют и продают данные пользователей рекламодателям.
- Появление на рынке "нецентрализованных" сервисов и технологий, между которыми пока только организовывается коннективность.
Т.е. децентрализация — один из главных столпов Web3. Во многом это реализуется с помощью DApps — децентрализованных приложений. DApps полагаются на блокчейн, смарт-контракты и p2p (одноранговые сети), чтобы работа платформ могла осуществляться без посредника.
Web3 — как это будет в будущем?
По прошествии времени и развития концепции Web3, вероятнее всего, появится гибридное решение, где корпорации за передачу данных о пользователе будут платить ему же.
Но на данный момент использовать Web3 повсеместно невозможно, потому что пользователям фактически придется иметь свои собственные серверы, а также надо будет научиться определять и монетизировать свои собственные выгоды от этого решения. Всё должно быть все экономически оправдано – технология блокчейна должна быть дешевой.