Найти тему
kin0guru

"Человек с бульвара Капуцинов" (1987): Актуален ли этот фильм сейчас?

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

35 лет назад эта комедия Аллы Суриковой стала самой коммерчески успешной её киноработой, попутно оказавшись и единоличным лидером прокатного сезона - 50,6 миллионов проданных билетов! Лишь два советских фильма из снятых в 1980-е - "Спортлото-82" да "Маленькая Вера" - смогли превысить этот не такой уж высокий показатель. Конечно по сравнению с 1960-70-ми, когда кинотеатры постоянно ломились от зрителей. А всему виной цветной телевизор, переставший быть предметом роскоши как раз в 80е! Но это так, к слову.

Сам я впервые увидел "Капуцинов" в 13 лет в Ленинграде, оказавшись там во время маминого отпуска летом 1987 года (кстати, за те три недели в разных кинотеатрах на Невском мы посмотрели шесть разных лент). По моему возвращении в родные края положительные впечатления были закреплены еще дважды или трижды, так что фильм запомнился накрепко, разойдясь на цитаты, которыми я переговаривался какое-то время с одноклассниками и приятелями. Самый возраст для подобного кино, хотя Сурикова явно стремилась привлечь не только подростков, а гораздо большую аудиторию, что ей конечно и удалось: это ж семейный фильм в чистом виде, а победителей не судят. Ко всему прибавилось и то, что он стал последней полноценной киноролью для Андрея Миронова, которого не стало в августе.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

С тех пор много воды утекло, а к "Капуцинам" я почти не возвращался - до недавнего времени, пока не решился освежить очередное киновоспоминание юности. Повода всё не было. И если апрельское сообщение об уходе из жизни актрисы Александры Яковлевой никого не оставило равнодушным, то о том, что месяцем раньше умер и сценарист данного фильма Эдуард Акопов, как-то прошло мимо. Воздадим должное.

Очень хотелось бы познакомиться с оригинальным сценарием, который, как утверждают, несколько лет дожидался своего звёздного часа. И сравнить с режиссёрским переосмыслением. Но чего нет, того нет - остаётся судить по окончательному результату, давно известному зрителям.

Не скрою, нынешний перегляд у меня вызвал лишь улыбку, очень далёкую от того дружного хохота, когда-то сотрясавшего с моим соучастием стены кинозалов. Изменился как я сам, так и предпочтения в юморе - от прямолинейной эксцентрики в сторону чёрного и абсурдного.

Иронии тоже мне показалось маловато - хотя бы на примере собрата по жанру, чехословацкого вестерна "Лимонадный Джо", где главный герой и его подружка вовсе не такие уж правильные, как мистер Фёрст в исполнении Миронова. Поэтому роль Караченцова для меня из всех вышла самой естестественной. А сравнивать было с кем: такого созвездия популярнейших советских актёров ещё поискать.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Сейчас больше смешным выглядит морализаторство героя Миронова, который последовательно проводил слишком уж навязчивый режиссёрский посыл, будто показом хороших манер и сугубо слезливых мелодрам можно переделать людей в лучшую сторону, учитывая, что народ в 1987 году валом валил в кинотеатры, чтобы лишний раз переглядеть драку в салуне, а не проповеди послушать. А если учесть, что снимался фильм в разгар безалкогольной кампании 1985-86 гг., то замена виски на молоко смотрится теперь ещё большей заказухой, чем призывы чехословацкого Джо пить лимонад определённой марки. Да и совсем беззубыми ковбои стали по сюжету - даже от индейцев не смогли отбиться. Благо, что тем просто захотелось попасть на киносеанс, а не пополнить коллекцию скальпов.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А ещё можно припомнить, что именно в 1986 году в УК РСФСР добавили статью об ответственности за пропаганды жестокости и насилия в кино. Не потому ли тут достаётся фильмам, что показывал мистер Секонд? Особенно "людоедской" сцене.

Как ценителю "ужастиков", очень хотелось бы узнать, что это было в оригинале - действительно ли существовал такой немой фильм (упоминаний о подобном я нигде не нашел) или это была мастерски сделанная советскими кинематографистами бутафория.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Вопрос остаётся открытым. Была у меня возможность спросить об этом непосредственно Аллу Сурикову, когда я повстречал её во время одного кинофестиваля лет 10 назад, но ей было не до вопросов от неаккредитованного незнакомца.

4/5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru