По данным Банка России, с момента окончания ноябрьского налогового периода (т.е. с 29/11 по 12/12) за счет перераспределения средств расширенного правительства в банковскую систему поступили 1.6 трлн руб.
За сопоставимый период в прошлые годы лишь два года показали похожую динамику – 2017 (почти +1.3 трлн руб.) и 2021 (+1.1 трлн руб.). Для сравнения в 2018-2020 гг поступление составило 0.5-0.6 трлн руб.
Прямое сопоставление лет не совсем оправдано, так как каждый год из последних пяти был не похож на другой по ряду причин. Тем не менее, в те же 2017 и 2021 гг остаточные поступления средств в конце декабря составили 0.6 трлн руб. и 0.9 трлн руб., соответственно, намекая на исполнение бюджетных расходов последнего месяца года за его первые неполные две недели более, чем на 50%.
В текущих условиях радует уже интенсивность расходования средств в первые недели декабря. Это обстоятельство вкупе с размещением средств «через переход» (с погашением в начале января 2023 года) позволяет сгладить потенциальные регулятивные разрывы ликвидности в течение предстоящих январских каникул.
В результате Банк России нарастил усилия по абсорбированию поступающих средств, расширив лимиты недельных депозитов до 2.5-3.15 трлн руб. На сегодняшний аукцион установлен лимит по нижней границе – 2.5 трлн руб., но ничто не помешает предложить депозиты тонкой настройки в начале следующей недели при необходимости. В этих условиях структурный профицит ликвидности удержится в диапазоне 1.8-2.1 трлн руб. до момента поступления остальной части расходов.
Вопрос о том, сколько еще ликвидности поступит из бюджетного канала, остается открытым ввиду высокой неопределенности финальных показателей консолидированного бюджета. Важно отметить, что ключевое значение для ликвидности будет иметь не только (и не столько) федеральный бюджет, сколько взаимная комбинация всех бюджетов – федерального, бюджета субъектов, фондов медицинского и социального страхования. Неопределенность для нас в моменте составляет объем межбюджетных трансфертов, которые необходимо исключить из суммы показателей по причине двойного счета, а также объем потенциальных госсзаимствований (ОФЗ и коммерческий долг регионов) и востребованности собственных средств (остатков ликвидности) на разных бюджетных уровнях.
Оценка возможных поступлений ликвидности «в лоб» указывает на гигантские 5.5 трлн руб. в оставшуюся часть декабря. Она получается как сумма прогнозируемых дефицитов федерального бюджета в 2022 году (2.9 трлн руб. – по словам министра А.Силуанова, дефицит может достичь 2% ВВП) и консолидированного бюджета субъектов (1.7 трлн руб. – данную оценку приводит Банк России в последнем отчете о региональной экономике) с корректировкой на заложенную в закон о федеральном бюджете на 2023-2025 гг оценку межбюджетных трансфертов (1.1 трлн руб.) и нетто-движения по бюджетному каналу ликвидности за период с начала года (отток в 1.6 трлн руб., по данным ЦБ).
Однако фактический приток дополнительной бюджетной ликвидности в систему, конечно, будет ниже, учитывая неопределенность по части прочих вводных. В частности, мы держим в уме темп размещения новых ОФЗ и использовании остатков средств на едином счете Федерального Казначейства в целях финансирования расходов и размещения в коммерческие банки операциям депо / репо. Например, стоит Минфину дополнительно разместить ОФЗ в последние недели года на 1.5 трлн руб., сократив при этом объем предоставленных через депозиты и РЕПО средств (в целях финансирования расходов) на 1.0 трлн, то влияние расходов на показатели ликвидности будет значительно меньше – лишь в пределах 3.0 трлн руб.
*Настоящий обзор предназначен исключительно для информационных целей. Любое предоставление ПАО РОСБАНК («Банк») информации в рамках данного обзора не должно рассматриваться как предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе как умолчание или заверение об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения сделок, или как обязательство заключить сделки на условиях, изложенных в данном обзоре, или как оферта, если иное прямо не указано в данном обзоре. Банк не несет ответственности за убытки (реальный ущерб и/или упущенную выгоду) от использования настоящего обзора и/или содержащейся в нем информации. Все права на обзор принадлежат Банку, и содержащаяся в нем информация не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения Банка. Любая информация (включая информацию о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д.), указанная в настоящем обзоре, является индикативной (примерной) и может быть в любое время изменена, в том числе в результате изменения рыночных условий. Информация о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д. приведена на основании данных, полученных Банком из внешних источников. Банк не гарантирует правильность, точность, полноту или релевантность информации, полученной из внешних источников, несмотря на то что эти источники разумно оцениваются Банком как достоверные. Настоящий обзор ни при каких обстоятельствах не представляет собой консультацию или индивидуальную инвестиционную рекомендацию. Финансовые инструменты, сделки или операции, упомянутые в настоящем обзоре, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В настоящем обзоре не принимаются во внимание ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Перед заключением какой-либо сделки с финансовым инструментом или инвестиций в финансовый инструмент вам следует провести свою собственную оценку финансового инструмента; его соответствия вашим инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска; его преимуществ, в особенности его налогообложения, не полагаясь исключительно на предоставленную вам информацию, путем получения юридических, налоговых, финансовых, бухгалтерских и иных профессиональных консультаций с тем, чтобы убедиться, что финансовый инструмент вам подходит. Банк не несет ответственности за ваши возможные убытки как инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем обзоре. Ваша ответственность, в том числе, состоит в том, чтобы определить, уполномочены ли вы заключать сделки с либо инвестировать в какие-либо финансовые инструменты.