Найти тему
Есть мнение

Женщина, твоё место на кухне. Или как формируются гендерные роли

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Казалось бы, каждый человек может быть тем, кем пожелает. Имеет возможность делать свободный выбор, который не зависит ни от каких обстоятельств. Только вот гендерные установки ограничивают наши возможности, заставляя следовать существующим ролям, которые могут быть совсем не по душе. Ведь человека с самого раннего возраста стараются запрограммировать уже на готовую модель поведения согласно его полу.

Так сложилось, что для того, чтобы быть женщиной или мужчиной, недостаточно обладать соответствующим анатомическим строением, а нужно ко всему этому иметь определенную внешность, манеры, поведение, привычки... Всё это задает определенные образцы поведения для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов — того, что в обществе принято считать "мужским" или "женским".

От чего же зависят наборы представлений и ожиданий, связанных с поведением мужчины и женщины, которые сложились в обществе и плотно укоренились в сознании людей?

Гендерные стереотипы не возникли в одночасье, а на их формирование ушло длительное время. Социальный опыт, происходящие изменения в обществе оказывали существенное влияние. Мужское и женское поведение отличается в разных культурах. То, что считаться нормальным в одной культуре, в другой быть недопустимым. Даже количество гендеров может не ограничиваться двумя (согласно количеству полов). Гендерным нормам свойственно меняться со временем. Когда-то женщинам запрещалось носить брюки, а сегодня они могут надевать что угодно, но, опять таки, смотря где. В западном мире розовый считается "женским" цветом, но такое представление было не всегда. Всё это говорит о обусловленности культурой, социокультурной динамикой, в процессе которой могут видоизменяться ценности, формироваться новые социальные статусы и нормы.

Действительно, если обратиться к определению гендера, то видно, что это культурная характеристика, а не биологическая.

Гендер — это социальный конструктор, формирующийся у человека при жизни в процессах социализации, воспитания, образования и способный изменяться от ряда внешних факторов.

Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации.

Но, как не крути, пол и гендер взаимосвязаны. Биологический пол является основой для конструирования социального пола. Анатомия определяет культурные представления о гендере, а гендер, в свою очередь, — анатомию. Например, тяжелая физическая работа выполняется мужчинами, что сказывается на представлениях о мужской красоте. А сложившиеся представления стимулируют у мужчин предпочтение силовым тренировкам.

Еще один момент: если гендер — это культурный конструкт, то почему нет культур, в которых гендерные представления отсутствуют?

Гендер есть во всех культурах, как следствие неизбежного разделения труда. Человечество в процессе эволюции выработало множество полезных знаний, умений, навыков (сбор урожая, выделка шкур, плетение веревок, приготовление пищи, строительство жилья, обжиг глиняных изделий...), требующих обучения. Что предписывало распределение выполнения этих задач между мужчинами и женщинами. Здесь биологические различия и легли в основу выбора каждым полом наиболее подходящей для него роли. Так закрепилась связь между биологическими и социальными характеристиками. Пол — это единство  биологического и социального. Такая зависимость, как видимо, не прошла бесследно, а зафиксировалась во врожденных поведенческих различиях между мужчинами и женщинами. Эти предпосылки, в сочетании с культурой, существующей на данный момент, формируют наше поведение.

В процессе эволюции, по причине разных репродуктивных стратегий у мужчин и женщин, формировались гендерные различия когнитивных функций наряду с другими психическими функциями. Тесная вовлечённость в долговременную заботу о потомстве, сотрудничество по этому моменту с особями своего пола давало женщинам больше возможностей развития эмпатии. Женская кооперация - это филогенетическая древняя чёрта, типичная для многих видов приматов.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Женщины, в силу особенностей разделения труда в первобытных обществах, были более привязаны к месту жительства и реже уходили на дальние расстояния, как это делали мужчины. Отсюда и разные адаптивные стратегии в ориентации на местности. Мужчины ориентированы на развитие пространственного мышления, им легче воспринимать действительность и быстро координировать с ней свои действия. Женщины ориентируются на местности по конкретным ориентирам, ранее примеченным и зафиксированным в памяти( грибочки, цветочки, ..., вывески витрин...). Мужчины же не отвлекаются на всякие мелочи на траектории своего движения, а руководствуются внутренним чувством курса.

Удивительно, но подобные различия есть и у животных, например, у грызунов и многих видов приматов, которые не особо практикуют охоту. В поиске партнёрши самцам приходилось преодолевать большие расстояния, что и могло способствовать формированию ориентации на местности. Что, при переходе гоминид к охоте, уже на поздних этапах эволюции, помогло самцам воспользоваться имеющимися навыками. А конкуренция за самок способствовала не развитию эмпатии, а агрессивности и напористости.

Во всех культурах, что прослеживается в фольклоре, женщины более разговорчивы, чем мужчины. Эволюционно адаптивной характеристикой, свойственной больше женщинам, следует считать вербальные способности. У матерей, обладающих высокой беглостью речи, дети быстрее осваивают язык. Девочки начинают говорить раньше мальчиков. Кроме того, их речь более внятна. К логопедам чаще приводят мальчиков.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

На самом деле полушария головного мозга у мужчин и женщин развиты неодинаково. Уже внутриутробно мужской мозг развивается по-другому. Специалисты предполагают, что так происходит из-за воздействия тестостерона, всплеск которого тормозит развитие коммуникативных центров, активизируя в это время рост клеток в зонах отвечающих за половое влечение, конкуренцию и агрессию. У женщин эстроген стимулирует развитие зон мозга , отвечающих за социальные навыки, коммуникабельность, работу в аналитическом режиме (наблюдательность, ответственность, память, аккуратность), интуицию и заботу. Женщина, в отличие от мужчин, больше полагается на интонацию, мимику и жестикуляцию. А также мультизадачность (выполнение нескольких задач одновременно). Она может одновременно говорить и слушать, вдобавок выполняя несколько несвязанных друг с другом дел.

Стратегии мужского и женского стиля разговора принципиально различаются. Женщины, собравшись вместе, начинают высказываться все одновременно. Для мужчин такой стиль общения просто невозможен. Каждый из них требуют внимания к тому, что говорит. Он не терпит, когда прерывают, иначе может потерять ход мысли. Когда мужчины прерывают друг друга, это вообще может свидетельствовать об неуважении, агрессии и является проявлением конкуренции.

Мужчина, специализируясь на охоте, не должен быть болтлив, а должен уметь четко и быстро сообщать другим важную информацию, без лишних слов и эмоций. Вероятно, по этой причине, и в наши дни это ценится.

Женщины лучше запоминают информацию. Это связано с тем, что они лучше производят анализ сценариев риска, что, в свое время, благоприятно сказывалось на ее потомстве. Поэтому это качество было отобрано в ходе эволюции.

Исследования показали, что окситоцин (гормон, который вызывает сокращение матки и лактацию у млекопитающих, а также является характерным гормоном кормящих матерей) улучшает пространственную память. Вероятно, что в ответственный период воспитания, он помогал матерям запоминать расположение отдаленных источников пищи.

Основным различием в психике и поведении представителей разных полов в том, что женщины пластичны, а мужчины ригидны. Женщины адаптируются к изменяющимся условиям лучше, а у мужчин эта способность снижена, являясь невыгодным отличием. Женщины приспосабливаются так легко к изменениям в жизни, смиряясь и подавляя волю, что такая пластичность переходит в конформизм, имея негативные последствия.

Всем известно, что девочки, как правило, учатся лучше мальчиков. Причиной является прилежание, свойственное женскому полу, в основе которого лежит та же женская конформность.

Так половой отбор сделал разными самцов и самок, что было абсолютно оправдано в парных отношениях, направленных на продолжение рода. Мужчины брали на себя ответственность за взаимодействие со внешним миром, являясь добытчиками и защитниками. А менее агрессивные женщины - "хранительницами очага". Излишняя агрессия была бы вредна при общении с маленькими детьми. Женщины более компромиссны, лучше умеют уговаривать, отговаривать, предотвращая конфликты, назревание которых они чувствуют раньше мужчин.

Разная эволюционная стратегия мужчин и женщин была целесообразна. Но время не стоит на месте. Сейчас поведение людей мы должны рассматривать через совершенно иную призму, учитывая развитие общества, влияние прогресса,... Всё это выставляет другие требования к мужчинам и женщинам.

В современном мире, некогда оправданные гендерные установки, определенные в другое время, — уже не столь актуальны, в них просто не всегда есть потребность. Если раньше женщины обязаны были заниматься только домом и детьми, а мужчины были добытчиками, и это было необходимо для выживания, то в современном мире мы имеем возможность разделять роли друг друга. Женщина может работать, заниматься карьерой, а мужчина, без всякого осуждения, принимать активное участие в воспитании детей. Такое сотрудничество может более выгодно, работая на интересы семьи, нежели строгое следование древним традициям, руководствуясь сложившимися стереотипами.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Мир меняется и эти изменения надо учиться принимать, нравятся они или нет...

Автор: Ольга