Найти в Дзене
Маринкины заморочки

Принесенные в жертву цивилизации.

Покорение испанцами Нового Света началось с Мезоамерики. Мезоамерика - это единая культурно-историческая общность, сложившаяся на территории Мексики, Гватемалы, Гондураса и Белиза ко времени прихода европейцев. Когда конкистадоры ступили на американский континент, они и представить себе не могли, насколько непохожие друг на друга народы встретятся им здесь.

Большинство наших современников полагает, что майя и ацтеки не были народами в полном смысле этого слова, называя их «племенами». Между тем общая численность майя ко времени прихода испанцев составляла около двух миллионов человек. А кроме них в Мезоамерике проживали науа (в их числе и ацтеки), сапотеки, миштеки, тараски, тотонаки, соке и многие другие народы.

В результате долгой совместной истории их культуры постепенно сближались: у них были общими многие боги; все они пользовались 260-дневным священным и 365-дневным земледельческим календарями; все они возделывали кукурузу, томаты и сладкий перец.

Почему же о майя и ацтеках знает чуть ли не каждый, а имена других мезоамериканских народов почти никому неизвестны? Видимо, это объясняется тем, что испанцы столкнулись прежде всего с майя и ацтеками. После завоевания их земель для конкистадоров уже не составляло труда покорить раздробленные царства остальных народов Мезоамерики, названия которых им были, в сущности, безразличны.

Пирамида Луны в Теотиуакане, от которой широкая Дорога мертвых ведет к пирамиде Солнца/
Пирамида Луны в Теотиуакане, от которой широкая Дорога мертвых ведет к пирамиде Солнца/

Майя. История великого народа, рассказанная им самим.

Культура, созданная майя две тысячи лет назад, в некоторых отношениях превосходила достижения современной цивилизации.

Майя еще за тысячу лет до нашей эры обосновались на юге нынешней территории Мексики, большей части современных Гватемалы и Гондураса. Здесь существовали две крупные культурные общности: одна сложилась в горной части Гватемалы и на побережье Тихого океана, другая - в так называемых низменностях майя и на полуострове Юкатан. И хотя первые известные науке города и письменные памятники были зафиксированы на территории горных майя, со временем майя низменностей по уровню развития превзошли своих южных соседей, так что именно их чаще всего имеют в виду, когда говорят о «цивилизации майя». Тысяча с лишним городов с памятниками монументальной архитектуры обнаружено на территории низменностей - это больше, чем где-либо еще в Мезоамерике.

-2

Жители этих краев были земледельцами, а в тропиках особенно важно правильно рассчитывать время смены сезонов: даже небольшая ошибка может обернуться потерей урожая. Поэтому уже к началу нашей эры майя пользовались поразительно точной календарной системой, более совершенной, чем та, которой пользуемся сейчас мы. С помощью своих календарей майя предсказывали наступление сезона дождей, а также следили за ходом Луны и планет, что, согласно их представлениям, имело большое значение для успеха военных походов и процветания страны. Они изобрели позиционную систему записи цифр (где числовое значение цифры зависит от ее положения в ряду других цифр), а знак для нуля майя ввели в расчеты на много столетий раньше, чем это сделали европейцы.

К началу нашей эры на территории майя низменностей появились первые большие города; среди них особенно выделялись два, которые теперь носят имена Эль-Мирадор и Накбе (их индейские названия неизвестны). Здесь были созданы столь грандиозные сооружения, что даже более поздние постройки майя и других народов Мезоамерики редко их превосходили. От ритуально-административного центра Эль-Мирадора по всем направлениям разбегались четырнадцать мощеных дорог, а сам центр был окружен мощными оборонительными сооружениями.

Барельефы, запечатлевшие майяскую ритуальную игру в мяч (слева) и обряд жертвоприношения (справа).
Барельефы, запечатлевшие майяскую ритуальную игру в мяч (слева) и обряд жертвоприношения (справа).

Пирамиды образовывали сложные храмовые комплексы, располагавшиеся на нескольких платформах. Одна из пирамид занимала площадь 19600 квадратных метров и достигала 55 метров в высоту. Возводить внушительных размеров здания позволял «ложный свод», изобретенный зодчими майя: строители укладывали обтесанные камни уступами один над другим, а когда ряды сходились почти вплотную, клали последнюю плиту сверху. В отличие от египтян, майя редко использовали пирамиды в качестве усыпальниц. По мнению некоторых ученых, назначение этих сооружений, изображающих горы, было в другом.

Они давали возможность людям, совершавшим на них ритуалы, «быть ближе к богам», обитающим на небесах. Вы согласны с учеными? Я не очень… Мне кажется, что это энергетические комплексы. К сожалению, в большинстве случаев храмы, стоявшие на вершинах пирамид, не сохранились, поскольку были выполнены из дерева.

Развалины храма в Чичен-Ице. Чак-Моль - существо с чашей, в которую, видимо, помещали сердца жертв.
Развалины храма в Чичен-Ице. Чак-Моль - существо с чашей, в которую, видимо, помещали сердца жертв.

В тот же период перед храмами устанавливаются первые стелы - прямоугольные камни, на которых запечатлены правители, отправляющие ритуалы. На стелах высечены иероглифические тексты, написанные в «возвышенном» литературном стиле. Особый литературный язык - свидетельство высокого развития культуры народа - существовал только на территории низменностей. Обнаружено несколько десятков тысяч иероглифических текстов, тогда как у большинства соседей древних майя сколько-нибудь развитой письменности вообще не было. Иероглифы высечены на стелах, каменных и деревянных притолоках зданий, на керамике и других ремесленных изделиях.

Почти все надписи на стелах подробно рассказывают о царях - из какого рода происходил, когда родился и когда умер, какие славные деяния совершил. Для майя все действия правителя имели особый смысл. Согласно представлениям древних, правитель, будучи «потомком богов», обладал такой внутренней силой, что мог влиять на естественный ход событий, поэтому какому бы занятию он ни предавался - все было значимым. Царь исполнял и обязанности жреца; в отличие от других древних народов, у майя не было отдельных жреческих сословий.

Фрагмент надписи на одной из майяских стел.
Фрагмент надписи на одной из майяских стел.

Благодаря дошедшим до нас в изобилии текстам на стелах мы довольно хорошо знаем историю майя. У них существовало большое количество мелких царств, между которыми нередко происходили войны. В основе столкновений лежало не только желание разжиться имуществом соседа, но и ритуальные надобности. Для совершения жертвоприношений постоянно требовалось захватывать новых пленников. Ведь наряду со змеями, бабочками и прочими животными майя приносили в жертву и людей. Человеческая кровь представлялась индейцам пищей богов. И чем болезненней была смерть несчастного, тем большую благосклонность должно было снискать жертвоприношение у богов, - одних пленников оставляли истекать кровью со стрелами в теле, у других вырывали из груди сердце...

В результате войн мелкие царства становились вассалами более могущественных соседей. В классический период на земле майя, которая покрыта сейчас джунглями, почти не осталось лесов: повсюду стояли города, чередовавшиеся с полями и садами. В конце концов все царства стали подчиняться одной из двух могущественных держав - Тикалю (север Гватемалы) или Калакмулю (часть мексиканского штата Кампече). История майя классического периода представляет собой непрерывную борьбу этих двух государств, каждое из которых стремилось доказать легитимность своей власти.

Изображение майяского правителя, исполняющего ритуальный танец.
Изображение майяского правителя, исполняющего ритуальный танец.

Так, в IV веке царь Теотиуакана, могущественной державы в Мексиканской долине, посадил своего сына на тикальский трон. Этот факт позволил Тикалю объявить себя преемником Теотиуакана, авторитет которого был признан во всей Мезоамерике, и тем самым придать своей власти больше веса в глазах соседних государств.

Наши знания о цивилизации майя продолжают обогащаться за счет расшифровки все новых текстов. Исследования проливают свет и на то, что все время оставалось одной из главных загадок майя, - на причину их упадка. Как свидетельствуют тексты, в VIII веке на территорию низменностей майя пришли чонталь - один из народов майя, испытавший на себе влияние культуры Центральной Мексики - скорее всего науа.

Майя-чонталь имели отличную от народов низменностей политическую организацию и по уровню развития в некоторых отношениях стояли ниже классических майя - они, например, не имели письменности. Но по стечению обстоятельств в момент появления чонталь царства низменностей были истощены долгой междоусобной борьбой, и потому пришельцы постепенно разрушили существовавшую в них политическую систему. Одним из последних пал в 869 году Тикаль, и с этого времени историки ведут отсчет новой эпохи в истории майя - заката цивилизации классического периода.

-7

Но майя не исчезли вовсе. Некоторые стороны их культуры даже процветали. Именно в это время, например, были созданы четыре дошедшие до нас рукописи майя, выполненные на агавовой бумаге (рукописи классического периода не сохранились из-за влажного тропического климата и термитов). По содержанию они отличаются от монументальных надписей. Это были жреческие требники, указывающие, в какой день и каким богам нужно делать жертвоприношения, в рукописях содержатся астрологические и календарные таблицы, по которым можно было предсказывать часы появления на небе планет.

Майя дольше всех индейских народов оказывали сопротивление испанцам - город Тайясаль на озере Петен-Ица пал после длительной осады только в 1697 году, то есть через двести лет после появления в Америке европейцев. Сразу после конкисты майя записали с помощью латинского алфавита эпос «Пополь-Вух» и пророческие книги «Чилам-Балам», повествующие об историческом прошлом и религиозных представлениях местных народов. Многие из 2,5 миллионов современных майя, живущих преимущественно в тех же местах, что и их предки, сохраняют знание родного языка и древних, хотя и сильно изменившихся, традиций.