Найти тему
Асклепий vs Фемида

Учимся отказывать и настаивать на своем

Открытка 1960-го года
Открытка 1960-го года
"Ох, и нелегкая эта работа - из болота тащить бегемота!"
Сказка "Телефон" (1926), автор - Корней Иванович Чуковский.

Так можно описать лечение упрямого пациента. Бегемот тот и тяжел, и своенравен: из болота вылазить не собирается. Еще и поучает, как его правильно вытаскивать.

На старте собственной практики я был мягким специалистом. Всем старался помочь, каждому оказаться полезным. Возражения пациента и его уход расценивал как личное поражение.

Годы взяли свое: я понял, чего стою. Благотворительность на рабочем месте интересует все меньше, а неявка на прием перестала заботить. Сама практика сейчас приносит большее удовлетворение.

Следующие принципы - основа моего спокойствия.

1. Сказать "нет" - не страшно.

Отказ с той или иной стороны - ситуация нормальная. Пациент ищет выгодные условия, понятный план лечения, кратчайшие сроки. Врачу нужен партнер в лице больного, работа с которым принесет удовольствие и финансовое вознаграждение. Если звезды не сходятся - нечего идти наперекор судьбе.

-2

2. До конца отстаивать свою точку зрения

Сразу объясняйте: вы приемлете только то, что предложили, за другим подходом - в клинику по соседству. Навязывание пациентом варианта лечения пресекается. Несомненно, за вашими доводами должны стоять весомые аргументы, подтвержденные наукой и практикой. Знаний не хватает - говорим "нет".

3. Уметь признать собственное несовершенство

Сложно объять необъятное. За всеми техниками и тактическими приемами уследить невозможно. Потому врачи учатся без остановки. Если я что-то не знаю или не умею, то уведомляю пациента. Труднее признаться впервые, потом становится легче. Чувство достоинства, приходящее с удачами и закаляемое поражениями, в этом помогает.

"В джазе только девушки" (1959)
"В джазе только девушки" (1959)

4*. Развивать навык общения

Умение доносить мысли ясно и четко - из разряда soft skills. Низкий тембр, неторопливая речь, четкость выговора закладывают фундамент доверия. Срываетесь на ультразвук и не можете подобрать нужное слово - пациент почувствует слабость. В таких условиях право вести диалог от вас ускользнет.

◼ ◼ ◼ ◼ ◼ ◼ ◼ ◼ ◼ ◼

Я поделился базовыми принципами, которые вывел для себя. Уверен, что у вас есть интересные наблюдения из личной практики. С нетерпением жду ваших комментариев.

Многому меня научил и суд. Мыслями поделился в статье "Суд обучающий". Настолько все просто, что порой этого и не замечаешь.

До скорых встреч,
продолжающий философствовать AvsФ.