Найти тему
Советский воин.

Переписка Сталина с Черчиллем в начале войны.

Иосиф Виссарионович Сталин имел прочно укоренившиеся антипатии, сомнения и оговорки в отношении английской политики. Но, 18 июля он наконец написал Черчиллю, то для того, чтобы предложить создать второй фронт - на Западе (северная Франция) и на Севере (Арктика).

"Легче всего создать такой фронт именно теперь, когда силы Гитлера отвлечены на Восток и когда Гитлер ещё не успел закрепить за собой занятые на Востоке позиции.

Ещё легче создать фронт на Севере. Здесь потребуется только действия английских морских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии. В этой операции примут участие советские сухопутные, морские и авиационные силы. Мы бы приветствовали, если бы Великобритания могла перебросить сюда около одной лёгкой дивизии или больше норвежских добровольцев, которых можно было бы перебросить в Северную Норвегию для повстанческих действий против немцев".

В своём ответе 21 июля Черчилль отклонил всё это, включая и посылку норвежской лёгкой дивизии. Но предложил провести ряд военно-морских операций в Арктике и разместить в Мурманске несколько эскадрилий английских самолётов-истребителей.

Двадцать шестого июля Черчилль снова написал Сталину, сообщив ему, что вскоре в Россию будут посланы двести истребителей "Томагавк", что "от двух до трёх миллионов пар ботинок скоро будут готовы здесь к отправке" и что, кроме того, намечается поставка "большого количества каучука, олова, шерсти и шерстяной одежды, джута, свинца и шеллака".

Англичане считали, что всё это было только скромное начало и, что летом 1941 г. Англия была в сущности единственным союзником Советского Союза. Это отчасти объясняло раздражение, которое проявлял Сталин в отношениях с Англией, и в частности с Черчиллем; ведь это была единственная страна, от которой он мог ожидать прямого военного сотрудничества. Но такой прямой военной помощи явно не предвиделось.

Англичан тогда беспокоил один и главный вопрос и Сталин это хорошо понимал. Он заключался в том, сможет ли Красная Армия сопротивляться фашистской Германии сколько-нибудь длительное время. Как можно было догадаться в то время и как мы знаем сейчас, Черчилль не был уверен, что Советский Союз "продержится" долго. Время показало, что у Черчилля сомневаться не было причин. Красная Армия всех сильней!