Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар, в девичестве мадемуазель де Тонне-Шарант, она же «Мадам де Монтеспан» — одна из самых известных женщин в истории Франции и самая знаковая метресса двора Людовика XIV в Версале. Она не была герцогиней, в отличие от многих других женщин ее положения, хотя ей были предоставлены равные права при дворе в знак беспрецедентной королевской благосклонности. Но как замужней женщине, ее было бы трудно сделать герцогиней, не сделав то же самое для ее мужа, человека, которого король презирал.
Но Людовик XIV возвысил нескольких членов ее семьи до самого высокого ранга: их незаконнорожденного сына, герцога дю Мэна в 1673 году и ее законного сына, герцога д'Антена, в 1711 году. Ее сестра получила должность аббатисы Фонтевро, одного из самых престижных и богатых аббатств во Франции, в 1670 году, а ее брат был произведен в высший военный чин, став маршалом Франции в 1675 году. Маршал примерно был эквивалентен герцогу по званию при дворе вплоть до 21-го века.
Хотя некоторые записи восходят к началу 8-го века и могущественным графам Тулузы, первыми засвидетельствованными Рошешуарами была линия франкских дворян, которых звали Эмери (или, в более германской форме, Амальрик), что примерно с 980 г. держали ряд крепостей в пограничных зонах между франкским сердцем (Иль-де-Франс и долина Луары) и королевством Аквитания на юго-западе, в районах, которые стали известны как Ла-Марш (буквально «граница») и Лимузен.
Их главной крепостью, от которой они и получили свое название, была roca cavardi, «Скала Кавардуса» или Шуар (личное имя, или похожее на французское слово «шуэт» – сова). Расположенная на плато — между Лимузеном и Пуату, крепость контролировала территорию, которой они управляли как виконты или младшие графы. Эмери IV и Эмери V принимали участие в ранних крестовых походах, а Эмери VI перестроил замок в начале 13-го века. Донжон и входная башня еще сохранились с того периода.
Замок и титул виконта перешли по браку из семьи в конце 15-го века в семью Понтвиллей, которые перестроили замок в стиле ренессанс. Но он был повторно куплен семьей Рошешуар в 1820-х годах, а затем передан городу в 1830-х годах, и теперь он служит местной ратушей и художественным музеем.
Между тем, две наследницы в 13-м веке принесли с собой два других имения, которые стали выдающимися именами и титулами для семьи в последующие века: Мортемар в Ла-Марке и Тонне-Шарант в Сентонже. К этому моменту бывшая граница между Францией и Аквитанией снова стала местом конфликта, поскольку король Франции, держа двор в Париже, пытался подчинить своего самого могущественного вассала герцога Аквитании, который после 1152 года стал королем Англии.
Когда бушевала Столетняя война, в 14–15-м столетии Рошешуары оставались верными королю Франции, поэтому страдали от английских набегов на Пуату и Лимузен. Людовик, виконт де Рошешуар, сначала признал сюзереном принца Уэльского (как графа Пуату) в 1363 году, но к концу десятилетия французский король назначил его губернатором Лимузена с его замком в качестве центра сопротивления и помог ему вытеснить англичан из региона.
Западная Франция, показывающая сложные границы между историческими провинциями Пуату, Сентонж, Ла-Марш и Лимузен (Аквитания - оранжевый регион на юге).
В пятнадцатом веке было сформировано несколько родовых ветвей, в первую очередь сеньоры Шанденье, Джарс и Фаудоа, раскинувшиеся по Пуату, Средней Луаре и Гаскони. Самая старая из этих ветвей базировалась в крепости Ла Мот-Шанденье в Лудунуа и в новом, очень красивом ренессансном замок Жаварзе в Пуату, построенным в 1514 году. Оба они были проданы в первые годы правления Людовика XIV, поскольку эта ветвь семьи пришла в упадок и в конечном итоге вымерла к концу правления Короля-Солнце.
Следующая ветвь, Фаудоа, дала поколения генералов и придворных (и кардинала), прежде чем вымерла во время Революции. Из этой ветви происходил знаменитый член французского двора шевалье де Жар, крупный придворный интриган и враг кардинала Ришелье в 1630–1640-х годах.
После беспорядков Революции в этой ветви остался только один член семьи мужского пола, Луи-Виктор де Рошешуар-Ла Бросс, который получил титул графа де Рошешуар в эмиграции и служил генералом в армии России до Реставрации 1814 г., после чего был назначен адъютантом только что восстановленного Людовика XVIII, а также фельдмаршалом и губернатором Парижа, 1815–1823 (ум. 1858).
Его потомки живут и по сей день, используя титул маркизов де Рошешуар. Сегодняшний глава носит вполне традиционное имя Эмери (род. 1950).
Ссылки на вторую и третью части: