Найти тему
ЮФУ | SFEDU

Русский, мармеладный и олимпийский: эксперт ЮФУ рассказал об образе медведя в массовой культуре

13 декабря отмечается День медведя — неофициальный праздник многих регионов России. Что такое медвежий культ и как медведь стал национальным символом России, рассказывает доктор философских наук, профессор Южного федерального университета.

Культ медведя существовал во многих частях мира ещё в каменном веке. Одной из самых ярких находок археологии стал «Монтеспанский медведь», — глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35 тысяч лет до нашей эры был прикреплен настоящий череп медведя. Наскальные рисунки времен палеолита, медвежьи костные комплексы, подвески из медвежьих зубов и костей — многие артефакты позволяют ученым утверждать, что культ медведя является одним из самых первых в истории человечества.

Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Александр Овруцкий рассказал, что в сфере бренд-коммуникации медведь является универсальным архетипом, одновременно архаичным и актуальным.

«Особое отношение к этому животному и комплекс обрядов, связанных с охотой, поеданием частей тела медведя, перекочевали из мифов и легенд в инструментарий сегодняшних маркетологов. Самая популярная в мире плюшевая игрушка — это медведь: ни одно другое животное не удостоилось такой чести, потому что в коллективном бессознательном именно медведь — оберег от злых сил. Старшее поколение верит в целебную силу медвежьего жира не только из-за состава, но и благодаря самому образу. А дети обожают мармеладных мишек и медвежонка «Барни» — это ведь тоже тотемофагия: я съедаю медведя, чтобы стать большим и сильным как медведь», — подчеркнул Александр Овруцкий.

Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Александр Овруцкий
Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Александр Овруцкий

Эксперт ЮФУ рассказал, что мифы о медведе делятся условно на три типа: медведь — прародитель всего живого в мире, медведь — хозяин леса, от которого зависит успех или неуспех охоты, и медведь — родоначальник, праотец определенного племени. Многие народы называли короля леса своим предком, слагали легенды о том, как их вождь родился от медведицы, но более всего этот образ закрепился за северными славянами. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли на Руси медведя: «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха».

«Медведь — типичный представитель фауны северного полушария — холодных широт, где много лесов. Наравне со страхом у жителей севера России формировалась привычка, что они в любой момент могут встретить косолапого. Очень подкупала людей забота медведицы о медвежатах, способность издавать звуки, похожие на человеческие, ходить на двух лапах, наличие ступней и пальцев. Со временем славяне стали ассоциировать себя с этим зверем, а его с человеком — по народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосёт лапу», — рассказал Александр Овруцкий.

Постепенно образ медведя-предка вытесняется образом хозяина тайги, царя леса, князя зверей. Чтобы не тревожить его лишний раз и не накликать на себя, лесные народы табуировали имя этого животного. Манси называли медведя «лесная или горная женщина», кеты — «шерстяной человек», якуты — «князь зверей», буряты — «царь-человек», айны — «маленькое дорогое божественное создание». И даже русское слово «медведь» (поедающий мёд) — это эвфемизм. Есть несколько вариантов, как могло звучать настоящее название этого животного в старославянском языке: «ворс», «ерс», «ворх» или «ерх». Этот корень сохранился в латинском обозначении «ursus».

В судебной системе древних остяков и вогулов (сегодня это народы ханты и манси) существовала «медвежья присяга». Обвиняемый мог прибегнуть к ней для доказательства своей невиновности. Очистительная клятва медведем считалась одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного доказательства, освобождалось от подозрения в совершении проступка или преступления. Клятвопреступник же обрекал себя на страшное проклятие.

В Русской православной Церкви изображение медведя присутствует на иконах и в житиях святых. Однажды преподобный Сергий Радонежский пожалел огромного медведя, слабого от голода, и принес ему хлеба. Тот мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия, а потом стал ручным. Эта же история повторяется в житии святого Серафима Саровского, жившего относительно недавно — в начале XIX века.

Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках и приметах явилось не главной причиной становления образа медведя как символа России. Большую роль, по мнению исследователей, в этом сыграл Запад.

-3

«В средневековье медведь был одним из товаров на экспорт в Московском княжестве. В своих торговых портах иностранцы то и дело видели русских купцов, продающих живых медведей. А приезжая в Россию путешественники попадали либо на сцену охоты на медведя, либо на праздник, где дрессированного медведя водили по городу и заставляли плясать за еду», — отметил Александр Овруцкий.

Первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России, стали «Записки о московитских делах» барона Сигизмунда Герберштейна. Он пишет о суровой зиме 1526 года, когда несколько голодных медведей-шатунов в поисках еды вышли из леса и устроили погромы в окрестных деревнях. Но все европейские читатели и переписчики «Записок» восприняли это как явление регулярное и характерное для России и превратили в расхожий анекдот о медведях, бегающих по русским городам.

-4

Медведь изображен на территории Московского княжества на одной из самых ранних карт Северной Европы — «Carta Marina» Олафа Магнуса (1539 год). На карте Исаака Массы «Северная и Восточная части России, называемой Московия» (1633 год) изображены уже два медведя. Так на упомянутых картах обозначались природные ресурсы и основные ремесла изображаемых стран.

-5

«А затем свою лепту внесли главные «политтехнологи» позднего средневековья — европейские карикатуристы. Если на плакатах, потешных картинках, открытках изображался русский, то обязательно с медведем. Появлялись и новые географические карты, но уже комического содержания, где каждая страна была обозначена через анималистичную метонимию. И если Франция могла быть лягушкой, а могла и петухом, то Россия — это всегда только медведь», — подчеркнул Александр Овруцкий.

Профессор ЮФУ добавил, что и сегодня медведь используется в карикатурах вместе с другим национальным символом России — балалайкой, иногда — на велосипеде. Современный образ пришёл из русского цирка, и наложился на устойчивый рекламный слоган из английской прессы: «Muscovy Bear». С XVII века, демонстрируя на ярмарке «лохматое чудище», зрителю твердили, что это настоящий — «московитский» — медведь.

-6

Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 году в серии английских гравюр под названием «Европейская гонка». В XX веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет.

«Но только сами русские могут решать, считать ли медведя своим национальным символом — западному стереотипу можно было подыгрывать или противостоять. И Россия решила принять и удачно обыграть своего медведя, ведь это прекрасный, а главное архетипичный образ. Для нас медведь однозначно не карикатура. Да, северные народы не столь мобильны как южане, и это отражается в медлительности и спокойствии медведя. Он может развивать довольно большую скорость, но ему не свойственно торопиться. Это удалой и выносливый северный вариант «царя зверей», который в одиночку хозяйствует на огромной территории», — отметил Александр Овруцкий.

Эксперт подчеркнул, что образ медведя нашел широкое воплощение в русском искусстве 17–20 века: как в прикладном — народный лубок, росписи, гончарные изделия, изразцы, народная игрушка, так и в высоком — картины Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Михаила Нестерова. Медведь становится гербом нескольких крупнейших русских городов: Великого Новгорода, Ярославля, Перми и Хабаровска. Особняком стоит сказка Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и снятый по ней одноименный фильм Марка Захарова — философская притча о любви, где главный герой — медведь.

-7

Полностью реабилитировать образ русского медведя перед всем миром, советским бренд-менеджерам удалось в ходе реализации самого масштабного пиар-проекта в истории СССР — Московской Олимпиады-80. В тот самый год, когда США призывают бойкотировать Летние олимпийские игры в Советском союзе, и в журнале «Reader’s Digest» выходит статья «Противостояние русскому медведю», рождается Олимпийский Мишка, и, как подобает спортсмену, перехватывает у соперника инициативу.

-8

В 1977 году организационный комитет Олимпиады объявил конкурс на лучшее изображение медведя. Победу в конкурсе одержал эскиз Виктора Чижикова, 42-летнего художника, известного своими иллюстрациями к детским книгам. Позднее Чижиков вспоминал, что он и его друзья собрались вместе в мастерской и сделали там каждый примерно по сто карандашных набросков медведя. К 1 апреля цветное изображение улыбающегося медвежонка было сдано в комитет, но отсутствовала важнейшая деталь — олимпийская символика. Только в августе художник увидел во сне решение: опоясать медвежонка сине-чёрно-жёлто-зелёно-красным ремнём с пряжкой в виде олимпийских колец золотистого цвета.

«Олимпиада-80 была крайне успешным мероприятием с точки зрения брендинга и пиара. Я помню, как смотрел по телевизору закрытие Олимпийских Игр: как Мишка улетал, как в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой впервые прозвучала песня «До свиданья, Москва» композитора Александры Пахмутовой, на слова Николая Добронравова. И как люди плакали там, на стадионе — конечно, это были неподдельные эмоции. И до сих пор, если открыть сайты коллекционеров, символика той Олимпиады, оригинальные брендированные вещи оцениваются очень дорого», — рассказал Александр Овруцкий.

Сегодня медведь является в России самым популярным животным в брендинге — он присутствует в названиях, на логотипах и в рекламе различных компаний. Даже ведущая парламентская партия страны — «Единая Россия» использует медведя как логотип, а всеобщая олимпиада школьников по русскому языку называется «Русский медвежонок».

Логотип всеобщей олимпиады школьников по русскому языку «Русский медвежонок»
Логотип всеобщей олимпиады школьников по русскому языку «Русский медвежонок»

Однако, по словам Александра Овруцкого, говорить о безоговорочном закреплении медведя как визуальной метонимии национального бренда России пока рано — для этого необходим общественный консенсус.

«Например, китайцы исторически идентифицировали себя как потомки драконов. Но несколько десятилетий назад бренд-менеджеры навязали Китаю концепцию, что для покорения западного рынка нужно выбрать не такую агрессивную визуальную метафору — мягкую и пушистую панду, тоже кстати медведя. Пожилые китайцы были этим страшно недовольны, но для молодежи власти Китая создали огромный пласт поп-культуры: мультики, фильмы, мягкие игрушки, стикеры, значки, и панда стала привлекательной. Россия не стояла перед подобным выбором, потому что никто не выступал с предложением заменить медведя, но не было и свежих ярких попыток его актуализировать для молодежи. Сейчас наш национальный символ держится в основном за счет традиции, а в нем должен быть и потенциал для инновации. Русский медведь в XXIвеке ждет своего хорошего бренд-менеджера», — подытожил Александр Овруцкий.

Эксперт ЮФУ добавил, что очень многое для популяризации образа современного русского медведя сделал мультфильм «Маша и Медведь» анимационной студии «Анимаккорд». В мультипликационном сериале, который бьет рекорды популярности на всех континентах Земли, Медведь несет в себе все те же качества, что и в архетипических мифах — живет бок о бок с людьми, охраняет урожай и покровительствует всему, что происходит в лесу. Вот что значит в наше время «медвежий культ».

-10