К 80-летию гибели экспедиции Кошурникова, Стофато, Журавлёва
Окончание.
…В сторожке на окраине Абакана, где моет грунт суровый Енисей, в начале ноября 2021 года я встретился с геодезистом-бурильщиком, настоящим таежным волком — Василием. Покуривая и поглядывая под лобастый в этом месте Самохвал, он, вспоминая о чем-то своем, вдруг обернулся ко мне и произнес: «А ведь я был на том самом месте, где погибли Кошурников, Стофато, Журавлев… Там, в горах, и сейчас такой же ноябрь — куда похолодней сегодняшнего на этом берегу Енисея. И снег со льдом уж точно…
Сквозь дебри тайги они потом пробирались еще шесть километров. На это ушло четыре часа. Но ведра с цветами не оставили, несли с собой.
И вот на косогоре, спускающемся к Казыру, они увидели бетонный шпиль. Это и был памятник А.М. Кошурникову. На столбиках, расположенных по углам могилы, висели траурного цвета стальные цепи. Строгий вид памятника, как и вид суровой тайги, окружавшей его, располагал хранить молчание. А внизу неумолчно шумел по камням вечно студеный, быстрый Казыр.
На обратном пути группа строителей и журналистов во главе с В.К. Стофато подъехала к незнакомой переправе. За отсутствием денег паромщик отказался перевозить их на другую сторону. Тогда ему на ухо сказали, кто с ними. Старик не поверил: «Ну-ка, покажите!» Рассмотрев как следует Владимира Константиновича, протянул: «А ведь похож… Садитесь, перевезу!» Эта сцена запомнилась Стофато потому, что благодаря ей он воочию убедился: суровые сибирские люди не только знают о подвиге отца, но и уважают память о нем. Дорогое воспоминание!
После возвращения из этой экспедиции Владимир Константинович со своими друзьями на разъезде Стофато трассы Абакан — Тайшет поставил простой памятник своему отцу. Позже, когда он уже сам стал работать на трассе, памятник был заменен на стальную пирамиду.
Сыновний долг
…Он стоял на разъезде, названном именем отца — Стофато. Декабрьского морозца не замечал: как-никак здесь, на строительстве «трассы мужества», он проработал не один год и привык в свое время к сибирским холодам. Высокие горы, покрытые тайгой, уходили вдаль. Кругом тишина — оглушающая, первозданная. И только поезда, идущие по ветке, нарушали это белое безмолвие.
В тот, 1985-й, год уже прошло двадцать лет, как действовала дорога. За ее строительство Владимир Константинович еще в апреле 1966-го получил орден «Знак Почета», его имя занесено в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ. «Долг перед отцом я выполнил», — не без гордости думал он в то время. И теперь, в год 20-летия трассы, глядя на знакомый до боли разъезд, он едва сдерживал проснувшееся в душе волнение.
Он был совершенно один. И это радовало. Никто не отвлекал от дорогих воспоминаний. Надо же было так случиться — перед этим опоздал, как мальчишка, на пассажирский поезд! Но оправдание для себя веское: выступал перед школьниками станции Кошурниково. Спасибо железнодорожникам, отправили на первом попутном электровозе. И — какая радость: разъезд выглядел таким же, как и раньше. Светились окна знакомых домиков… А когда ехал сюда, на празднование 20-летия дороги, слышал, будто из-за централизации управления дорогой Стофато обезлюдел. Нет, все в порядке.
Долог путь из Белгородской области в Сибирь. Под перестук колес сама собой вспоминалась Хакасия — только та, шестидесятых годов. Молодым коммунистом приехал он на строительство трассы Абакан — Тайшет. В 1964-м Владимира Константиновича навестила мать — Павла Федоровна. В 1985-м ей уже было семьдесят четыре, но она еще работала на Липецком тракторном заводе старшим инженером отдела главного металлурга. А матери отца, Зинаиды Петровны, которая жила у него в Кошурниково, когда он строил дорогу, уже давно не стало.
Здесь, в Кошурниково, в те годы возводил он, будучи строительным мастером, различные объекты: пожарное депо, столовую, два магазина, трехэтажную школу… А с 1965 года, в память об отце, возвел на разъезде Стофато станционный поселок, вокзальчик. А ведь когда приехал в Сибирь, строительного дела, считай, не знал: был фрезеровщиком, и только. И начались его «университеты». Попробовал быть и плотником, и каменщиком, и бетонщиком, и штукатуром-маляром, и плиточником, и арматурщиком, и столяром… А ведь ему (все-таки сын Стофато!) сразу предлагали тогда стать мастером участка. Но он отказался.
А когда понял, что выполнил долг перед отцом, построил разъезд — переехал с семьей в поселок Черняки Белгородской области, где до сих пор, верю, он и живет. Жена в то время работала в райсобесе, он руководил производственной группой отдела архитектуры Чернянского райисполкома. В семье были сын и дочь. Уже взрослые: дочь институт заканчивала. Они, дети, хорошо знали и знают о своем легендарном деде, погибшем при изыскании трассы в Сибири. Да и какой он для них, собственно, дед? Ведь К.А. Стофато ушел из жизни, когда ему не было и тридцати. Правильно рассуждает внучка Ирина! Герои остаются молодыми.
В 1985-м, в этот момент беседы, когда Владимир Константинович рассказывал о семье, своей работе, он несколько отвлекся от темы нашего разговора. Отвлечемся и мы. Впрочем, чуть позже станет ясно, что это вовсе не отклонение от темы.
— А вы знаете, что сейчас отмечается 800-летие древнерусского памятника литературы «Слово о полку Игореве»? — неожиданно спросил он тогда меня.
— Само собой разумеется.
— Тогда я расскажу вам о втором моем важном деле в жизни.
И Владимир Константинович рассказал о том, что его производственная группа по заказу Всероссийского общества охраны природы и памятников истории и культуры не один год участвовала в увлекательной экспедиции под Чернянкой, где, как предполагают ученые, почти тысячу лет назад произошла встреча князя Игоря с братом Всеволодом перед походом на половцев. По крайней мере, считается, что местная сторожевая крепость с подземным Холковским монастырем была в то время самой южной оконечностью Древнерусского государства.
— Во время раскопок в меловых горах экспедиция обнаружила усыпальницу с мощами основателя монастыря. В одном из холмов — всевозможные железки (бывшие доспехи воинов), различные черепушки, скелеты с пробитыми черепами… С тех пор интерес к древности у меня не ослабевает. Читаю с удовольствием древнерусскую литературу, статьи ученых.
Владимир Константинович, повторяю, увлеченно, прямо-таки с детским азартом рассказывал тогда об этой своей работе. А я невольно подумал, что в нем эта вот изыскательская жилка, наверное, от отца. Только К.А. Стофато был изыскателем железнодорожной трассы, сын же — древней истории.
Но вернемся к нашему рассказу. Помните, Владимир Константинович опоздал, выступая в музее школы станции Кошурниково, к пассажирскому поезду, идущему в сторону разъезда Стофато? Опоздал он не только по этой причине. Вышел из школы и задумался: а кто же провел первый пассажирский поезд по трассе от Кошурниково до Саянской тогда, в январе 1966 года? Долго вспоминал и все-таки вспомнил: Павел Егорович Дерягин. Как не упомянуть, что в 1985 году, во время празднования 20-летия дороги, с какой радостью они, когда-то знавшие друг друга, сфотографировались вместе!
По дороге на станцию он, словно разбуженный воспоминаниями, свернул к пожарке, которую когда-то строил, затем зашел в столовую. Удивился, что за двадцать лет все шесть цветов мозаичной плитки, которую он выкладывал, рисунок кладки остались прежними, ни одна плитка не отлетела. «Накрепко сделали!» — весело подумалось. Завернул и к магазину, при настиле крыши которого он (как не помнить) получил травму… Все эти здания, построенные собственными руками, были свидетелями его молодой жизни. И кто из нас, окажись на месте Владимира Константиновича, не обошел бы давние знакомые места, от вида которых сильнее бьется сердце? Таково свойство человеческой души.
После, приехав на отцовский разъезд, уже четвертый по счету раз за двадцать лет он первым делом побывал у Нины Михайловны Малышевой, начальницы разъезда Стофато. Он приезжал сюда, еще учась в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, приезжал, будучи участником слета передовиков ударных комсомольских строек Красноярского края, и позже… Приехал вот и в 1985-м… Ведь как-никак, а Нина Михайловна была тогда хозяйка отцовского разъезда.
Непросто ей было жить здесь, среди гор и тайги, вдали от людей. И только поезда, идущие мимо разъезда, перестуком колес напоминали и напоминают о том героическом времени строительства «трассы мужества» Абакан — Тайшет.
— Я приеду на отцовский разъезд, приеду еще не раз, — сказал ей тогда Владимир Константинович. — Ведь жизнь продолжается!
P. S. Сейчас, только что перебрав в растревоженной памяти те встречи и беседы с Владимиром Константиновичем Стофато, я решил написать ему письмо в Белгородскую область: авось откликнется! Ведь после последнего полученного от него письма прошло сравнительно не так уж много времени — каких-то двадцать с лишним лет!..
Валерий ПОЛЕЖАЕВ
Фото из открытых источников