Найти тему

Невероятные расследования «Горбуна Лорда Кромвеля». К.Дж.Сэнсом: впечатления о книгах

Оглавление

До этой статьи я сделала три маленьких поста о книгах из серии про хитроумного юриста Шардлейка, жившего в эпоху смут и перемен, во времена Генриха VIII. А сегодня хочу поделиться мыслями о них.

Итак, Шардлейк!

В романах К. Дж. Сэнсома загадок, таинственных происшествий и прелюбопытных персонажей невероятное количество. Шардлейк, действительно умный и образованный барристер, который волею судьбы попадает на службу к Лорду Кромвелю, могущественному придворному, которому подвластно все. И Кромвель дает юристу такие задания, от которых у нормального человека волосы на голове шевелятся. Время-то на дворе самое тревожное.

арест и казнь Томаса мора в 1535 году (деталь). Художник Антоун Карон
арест и казнь Томаса мора в 1535 году (деталь). Художник Антоун Карон

Учитывая, что Шардлейк вовсе не склонен к авантюризму, он всегда неохотно берется за дело. Хотя, не дай Бог, показать это шефу! Бедолага, к тому же страдающий болями в спине, изуродованной горбом, вынужден постоянно скакать в седле, мчаться, невесть в какую дыру, осматривать горы несимпатичных трупoв, рискуя здоровьем, жизнью и, порой, здравомыслием.

Эпоха

Автор помещает героя в невероятно трагическую эпоху Английской истории, где все в какой-то момент переворачивается с ног на голову. Еще вчера Рим был непререкаемым авторитетом, столпом религии, а сегодня сам король становится главой церкви, уничтожая древние святыни. И вначале мы застаем Шардлейка, со всей страстью поддерживающего новшества.

Реформаторы считали, что косная религия должна исчезнуть, что латинские мессы, да и сама Библия на латыни, отдаляет простой народ от понимания Бога. Но в реформаторском азарте стало уничтожаться все. Монастыри, веками стоявшие на страже истинной веры, первыми попали под удар. Многочисленные шпионы Кромвеля изыскивали нарушения устава, и предлагали монастырским служителям добровольно самораспуститься.

При этом земли и богатства монастырей отходили короне. Слегка напоминает удар по тамплиерам, задуманный и блестяще исполненный Филиппом Красивым намного раньше, в начале XIV века. Более пятисот монастырей были разрушены, книги, ценности, реликвии были уничтожены, а на этом фоне в Лондон хлынули тысячи бездомных монахов, больных и увечных, нищих и калек, которым монастыри хоть как-то облегчали участь.

Женитьба короля на Анне Болейн

Шардлейк все больше понимает, какую махину сдвинули с опоры. В желании жениться на Анне Болейн, Генрих не посчитался ни с чем. Да и богатсва монастырей манили его, потому как никогда властителям не было достаточно денег. И вот тут, надо отдать должное автору, мы видим развитие характера героя, сначала восторг, потом сомнения, а потом и страх. Возникает стойкое ощущение, что Шардлейк - живой человек. Что вот-вот он начнет беседу с вами, вежливо поклонившись и уважительно кивнув.

Генрих VIII и Анна Болейн. Репродукция. Источник: Pinterest
Генрих VIII и Анна Болейн. Репродукция. Источник: Pinterest

Авторский стиль

Авторский стиль еще и замечателен тем, что в романах тысячи мелких деталей эпохи, миллион подробностей, из которых складывается полное понимание временного отрезка, о котором идет повествование. Забавно было читать про вставные зубы, которые уже тогда использовали зажиточные люди, с удовольствием прочла о подземной лондонской канализации, буквально прочувствовав ее запах через героев.

Поразили лондонские улицы, дотошно описанные автором. А как хороши живописные картины непреступных монастырей, их уклада, библиотек, больниц, хозяйства. Вырытый пруд, молодой сад, аптека - все подробно показано в романе, и не удивительно, что возникает чувство полного погружения в этот узкий мирок, закрытый для простых зевак. Но мы-то с вами тут не случайно, мы тут по приглашению Автора!

Голландский художник (неизвестный), «Лондон из Саутварка» (около 1630 г.) Немного позже, чем происходят события, но зато реальное видение художника.
Голландский художник (неизвестный), «Лондон из Саутварка» (около 1630 г.) Немного позже, чем происходят события, но зато реальное видение художника.

И это ощущение индивидуальной экскурсии в прошлое со знатоком-гидом, умеющим все рассказать и показать, растолковать и развлечь, меня не отпускало ни на минуту! Прогулка во времена Генриха VIII оказалась чрезвычайно захватывающей!

-6