До этой статьи я сделала три маленьких поста о книгах из серии про хитроумного юриста Шардлейка, жившего в эпоху смут и перемен, во времена Генриха VIII. А сегодня хочу поделиться мыслями о них.
Итак, Шардлейк!
В романах К. Дж. Сэнсома загадок, таинственных происшествий и прелюбопытных персонажей невероятное количество. Шардлейк, действительно умный и образованный барристер, который волею судьбы попадает на службу к Лорду Кромвелю, могущественному придворному, которому подвластно все. И Кромвель дает юристу такие задания, от которых у нормального человека волосы на голове шевелятся. Время-то на дворе самое тревожное.
Учитывая, что Шардлейк вовсе не склонен к авантюризму, он всегда неохотно берется за дело. Хотя, не дай Бог, показать это шефу! Бедолага, к тому же страдающий болями в спине, изуродованной горбом, вынужден постоянно скакать в седле, мчаться, невесть в какую дыру, осматривать горы несимпатичных трупoв, рискуя здоровьем, жизнью и, порой, здравомыслием.
Эпоха
Автор помещает героя в невероятно трагическую эпоху Английской истории, где все в какой-то момент переворачивается с ног на голову. Еще вчера Рим был непререкаемым авторитетом, столпом религии, а сегодня сам король становится главой церкви, уничтожая древние святыни. И вначале мы застаем Шардлейка, со всей страстью поддерживающего новшества.
Реформаторы считали, что косная религия должна исчезнуть, что латинские мессы, да и сама Библия на латыни, отдаляет простой народ от понимания Бога. Но в реформаторском азарте стало уничтожаться все. Монастыри, веками стоявшие на страже истинной веры, первыми попали под удар. Многочисленные шпионы Кромвеля изыскивали нарушения устава, и предлагали монастырским служителям добровольно самораспуститься.
При этом земли и богатства монастырей отходили короне. Слегка напоминает удар по тамплиерам, задуманный и блестяще исполненный Филиппом Красивым намного раньше, в начале XIV века. Более пятисот монастырей были разрушены, книги, ценности, реликвии были уничтожены, а на этом фоне в Лондон хлынули тысячи бездомных монахов, больных и увечных, нищих и калек, которым монастыри хоть как-то облегчали участь.
Женитьба короля на Анне Болейн
Шардлейк все больше понимает, какую махину сдвинули с опоры. В желании жениться на Анне Болейн, Генрих не посчитался ни с чем. Да и богатсва монастырей манили его, потому как никогда властителям не было достаточно денег. И вот тут, надо отдать должное автору, мы видим развитие характера героя, сначала восторг, потом сомнения, а потом и страх. Возникает стойкое ощущение, что Шардлейк - живой человек. Что вот-вот он начнет беседу с вами, вежливо поклонившись и уважительно кивнув.
Авторский стиль
Авторский стиль еще и замечателен тем, что в романах тысячи мелких деталей эпохи, миллион подробностей, из которых складывается полное понимание временного отрезка, о котором идет повествование. Забавно было читать про вставные зубы, которые уже тогда использовали зажиточные люди, с удовольствием прочла о подземной лондонской канализации, буквально прочувствовав ее запах через героев.
Поразили лондонские улицы, дотошно описанные автором. А как хороши живописные картины непреступных монастырей, их уклада, библиотек, больниц, хозяйства. Вырытый пруд, молодой сад, аптека - все подробно показано в романе, и не удивительно, что возникает чувство полного погружения в этот узкий мирок, закрытый для простых зевак. Но мы-то с вами тут не случайно, мы тут по приглашению Автора!
И это ощущение индивидуальной экскурсии в прошлое со знатоком-гидом, умеющим все рассказать и показать, растолковать и развлечь, меня не отпускало ни на минуту! Прогулка во времена Генриха VIII оказалась чрезвычайно захватывающей!