Капитан Слепо писал:
- Чтобы лучше понять феномен случая, обязательно разыщи в старых выпусках "Юного Техника" статью некоего Натана Бунина о генераторе случайных чисел на примере программируемого калькулятора МК-61. Мы потом непременно вернёмся к этому вопросу.
В стопке старых журналов, кучей лежащих на тумбочке в сторожке Михея затерялся потрёпанный "Юный Техник". Обложка его была кем-то варварски сорвана, и потому выяснить, когда вышел этот журнал в печать, было невозможно.
Ближе к концу, в рубрике "практическая философия" была помещена статья некоего Натана Бунина. "Случайность как иллюзия свободы". Как и полагается для такого издания, поводом для философских рассуждений послужила функция программируемого калькулятора МК-61. А именно - встроенный в него Генератор случайных чисел.
Пробежавшись глазами по нескольким абзацам, Михей решил, что либо это ранний Натан, ещё не сформировавшийся в могучего философа, либо редактор изрядно поиздевался над написанным, чтобы упростить содержание для детской аудитории. Но у него это не очень получилось.
Начало статьи было непоправимо испорчено плесенью и мышами. Представляем вашему вниманию уцелевшую часть публикации.
... Всем известна поэтическая аллегория несвободы - дорожная колея. По ней можно двигаться только вперёд или назад. Полный 1d, сказали бы тут некоторые.
Такой же степенью свободы обладают величественные тела планет солнечной системы. И хотя мы привыкли говорить о небесных сферах, на самом деле этот всё тот же 1d.
А теперь представим себе ровную плоскость, по которой можно катиться ещё и вправо-влево. После колеи это покажется настоящей свободой. А это только 2d.
Но не спешите с выводами. Есть летательные аппараты, которые в состоянии двигаться ещё и вверх-вниз. Или те же птицы. Вот здесь мы подбираемся к пределу свободы в трёхмерном пространстве. Похожими возможностями обладает рыба. Но свобода перемещения в пространстве и рыб, и птиц, конечно же имеет свои ограничения. Для обитателей морей границами служат водная поверхность и дно, для пернатых - поверхность земли и незримый потолок, выше которого они просто не смогут нормально дышать.
Но что заставляет двигаться и рыб и птиц? Инстинкты. Они подчиняют движение живых существ сообразно целям: питание, размножение, выживание. Инстинкты прокладывают маршруты для движения, которые часто мало чем отличаются от дорожной колеи.
Возможно, мне возразят: человек не так жёстко детерминирован, как вышеупомянутые животные. Его маршруты разнообразней и сложней. Они не всегда пролегают в физическом пространстве. К 3d вполне можно добавить чувственное и мысленное измерение (Можно и дальше повышать градус). Степень свободы в этих дополнительных d сложно оценить объективно, поэтому люди сравнивают свою ограниченность с ограниченностью ближних, как они её чувствуют. (И вряд ли это можно назвать адекватной оценкой).
Действительно, факторов, определяющих жизненный маршрут человека, явно больше. К инстинктам тут добавляется самостоятельное целеполагание. Но и оно в большинстве случаев диктуется программами, загруженными в сознание в ходе воспитания и насущными процессами жизнедеятельности общества.
Конечно, многим тесно в таком мироустройстве. Они жаждут абсолютной свободы. Это - своего рода бунт против Системы. Когда им указывают на механистичность человеческой природы, они желают её преодолеть. Всякий парадокс приносит им несказанную радость. Нелогичность, странность они стараются сделать своим стилем жизни. Тем самым впадая в другую крайность.
А полная противоположность целенаправленному движению – хаотические блуждания. Совсем как те, которые совершает точка на мониторе, воспроизводя в координатах ряд случайных чисел. На первый взгляд её движения выглядят совершенно свободными. Но это только кажущаяся свобода. Как только точка появилась на мониторе, она уже не свободна.
Проблема генерации случайных чисел больше всего волнует военных. И это не удивительно. Непредсказуемость атаки (конечно же, в разумных пределах) повышает шансы на успех. Тщательно зашифрованное сообщение вряд ли прочтёт противник. А самый лучший шифр имеет минимум повторяющихся паттернов. Он больше похож на естественный шум.
Однако интерес могут проявлять и те индивидуумы, которые стремятся расширить свои возможности. Уйти от запрограммированности не только своих действий, но и мыслей, чувств и даже мировосприятия.
Необходимость чётко следовать набору правил (алгоритмов) вводит человека в скуку и уныние. Он жаждет свободы существовать исходя из собственного воления. Тот же эффект получается, если события, происходящие с человеком, однообразны и полностью предсказуемы. Его душа просит чего-то нового, доселе неведомого, не вписывающегося в канву серых будней. Однако тело-ум боятся неожиданно получить повреждения, несовместимые с жизнедеятельностью.
Непредсказуемое - значит случайное. Такого человек всегда опасается и в тайне желает. Потому что только тогда он может почувствовать себя не винтиком огромного механизма, а по-настоящему живым!
Но давайте попробуем выяснить, есть ли место случая в нашей жизни? Классическая механика отвечает: "нет".
Широко известен афоризм: "Случайностей не бывает". Понимают это так: неожиданное событие выглядит случайным только потому, что мы не в состоянии осмыслить его причин. Однако причины есть у всего. Из этого утверждения вытекает интересное следствие: свободной воли не может быть в принципе. Любое воление имеет свою причину и подчиняется ещё неописанным правилам.
Что говорит биология? Каждый живой организм состоит из клеток (помним, что клетка – это символ несвободы), а клетка в свою очередь – идеально отлаженная гиперсложная машина. Никаких случайностей.
Шум ветра на лесной поляне вроде бы случаен. Но если вникнуть, то каждая травинка или листик (как мы уже заметили, "совершенные машины") имеют свои чёткие пространственные координаты и вполне закономерно колышутся под вполне конкретными потоками воздуха, обусловленными состоянием атмосферы. Превратим их обусловленные колебания в цифровой ряд.
И где здесь место случаю? - спросите вы... Выходит, и белый шум никакой не случайный?
И тут нам на помощь приходит квантовая механика....
Конец статьи так же отсутствовал по причине мышей и плесени. Может и к лучшему. "Ну и нудятина" - подумал Михей, откладывая испорченный журнал в стопку макулатуры, предназначенной для растопки печи.