Первым полноценным концертом Metallica, запись которого мне довелось увидеть был S&M, купленный году этак в 2003 на "Горбушке" за 1000 (как сейчас помню) рублей.
Впечатлений тогда было много и пересматривал я это шоу с завидной регулярностью, но всё же S&M это не то шоу, о котором следовало судить о концертах Metallica.
А вот бокс Live Shit: Binge & Purge совсем другое дело. Три концерта: начала 1993 и 1992 годов и августа 1989 года демонстрировали группу во всей красе, когда мощь и молодость вступили в симбиоз с профессионализмом.
Джеймс Хэтфилд:
Мы смотрели по видео пару наших сейшенов в Сиэтле 29 и 30 августа, и я должен признать, что это были одни из наших самых лучших концертов вообще, а это было уже практически окончание турне! Я считаю, что можно репетировать с кислой рожей, но выходя на сцену, ты уже должен делать все самое лучшее, что только можешь. Мы еще играли такие вещи, как The Thing That Should Not Be, Breadfan, песни с ...And Justice For All, полную версию Master Of Puppets.
И как раз о шоу в Сиэттле я и хочу вспомнить.
Сет-лист концерта явно согреет душу тех фанатов, которые считают, что в 1991 году Metallica умерла. Да, здесь собраны все сливки с первых четырёх релизов группы общим хронометражем 140 минут.
Blackened, For Whom the Bell Tolls, One, Fade to Black, Seek and Destroy....остановлюсь, потому что просто перепишу весь сет-лист.
Из каверов представлены Am i Evil? от Diamond Head с их канонического дебютника, о котором есть отдельный материал на канале:
Breadfan от группы Budgie, которая, на мой взгляд, также заслуживает отдельного рассказа, и великолепная Last Caress.
При этом сет-лист концерта выстроен очень удачно, чего я не могу сказать о шоу в Сан-Диего и Мехико-Сити, представленных в том же боксе Live Shit. В Сиэттле нет этих нудных Medley и поданных скопом соло на басу, гитаре и ударных, которые зияют получасовой дырой в общей драматургии концерта.
Нет, без соляков конечно не обошлось, Джейсон Ньюстед почти восемь минут был один на один со зрителями перед Master of Puppets (ничего выдающегося он там не исполнил, скорее нагнал атмосферы гитарным дроуном), а Кирк Хэммметт уже в коде второй композиции выдаёт импровизацию на тему гимна США, а между Creeping Death и Battery вволю импровизирует почти шесть минут, опираясь на классику Джимми Хендрикса. Но эти моменты, как собственно и три имеющихся на тот момент в активе группы баллады: One, Fade to Black и Welcome Home, очень органично вплетены в шоу.
Что касается визуальной части, то шоу стоит глянуть хотя бы из-за момента с разваливающейся статуей Дорис в момент исполнения ...And Justice for All, ну и конечно безумной энергетики, которая исходит от музыкантов.
Ульрих безумствует за ударной установкой, Ньюстед трясёт башкой, рычит на бэк-вокале и вместе с Хэмметтом, носится по сцене, а заматеревший Хэтфилд, словно лев шествует по территории своего прайда и громогласным рыком сотрясает стены зала. Фирменное "Yeah!" в наличии.
Джеймс Хэтфилд (1993 год):
Я хотел подольше попридержать эту запись, потому что из старого материала это была единственная приличная фигня. Там была куча всего такого, что мы — я, во всяком случае, — не хотели забывать. Мы предполагали, что откопаем эту запись лет через десять и скажем типа: "Ух ты, винтажная запись, которую никто еще не видел» и «Ух ты, на хорошей пленке», что-то в этом роде. Но когда мы ее послушали, нам понравилось, и мы решили выпустить все сейчас, ведь позже это могло бы попросту устареть». Он иронично заключает: «Если б мы еще подождали, могла бы произойти такая ситуация: представьте, мы себе потихоньку работаем, и вдруг лет через десять вылезает эта штука, люди видят ее и говорят: «Ух ты… а раньше-то они хорошую музыку играли!» Ха-ха-ха.
Ларс Ульрих о бокс-сете Live Shit (1993 год):
Это наша первая попытка создания концертной коллекции, и сейчас в нашей карьере явно наступил подходящий для этого момент. Кроме того, сейчас пришло время ненадолго от всего отойти. Ну а пока нас не видно, нашим преданным фанатам будет что слушать.
Отмечу, что до 2018 года шоу в Сиэттле официально было выпущено только на видео и DVD, и только при переиздании альбома ...And Justice for All в виде бокс-сета с кучей дополнительных материалов Seattle, 1989 получил официальный аудио-релиз, так что теперь можно не только посмотреть, но и послушать, выбирать вам.