Найти тему

"Блондинка" - вырасти с эмоционально нестабильной матерью

«Блондинка» Эндрю Доминика с Аной де Армас в главной роли – это фильм-состояние, а такие фильмы всегда далеки от простоты восприятия. Это не классическая биография. Это не история успеха известнейшей актрисы золотого века Голливуда. Это боль, отчаяние и разбитые детские мечты. Пусть и преувеличенно с точки зрения биографии (и то не факт), с точки зрения психологии очень достойно показано болезненное СОСТОЯНИЕ Нормы Джин за фасадом Мэрилин Монро.

В этой статье рассмотрим, как повлияли на героиню фильма ее отношения с матерью. Теме отцовства в фильме будет посвящена отдельная статья.

Мать Нормы была не только авторитарной, но и психически нездоровой (шизофрения).

Что происходит с ребенком, когда единственным взрослым рядом оказывается мать с нестабильной психикой?

Конечно, это зависит от склада характера ребенка, но, например, для чувствительной ранимой Нормы единственным вариантом выжить было стать «хорошей девочкой».

Причем необязательно речь идет о шизофрении. Мать может быть просто меланхолична, быть физически рядом, но мыслями и чувствами будто бы не «здесь», много работать, из-за чего ребенок делает вывод, что нужно меньше выражать свои чувства, больше молчать и не отсвечивать, потому что маме и так трудно.

Это дети, лишенные детства. Взрослые не по годам, они усвоили: чтобы выжить, нужно просчитывать все шаги наперед, а иногда и вовсе лучше никуда не шагать, а замереть в надежде, что сегодня на тебя не обрушатся эмоции матери, не способной с ними справиться.

Вспомните: Норма несколько раз затем повторяет, что мама заботилась о ней и делала все, что могла. Какой ужасающий объем лояльности к матери при отсутствии здоровой реакции злости. Это во многом привело к тому, что Норма выросла, совершенно не осознавая своих границ и ограничений. Она дает себя использовать, по-детски реагирует на многие события и заглушает внутреннюю пустоту алкоголем и наркотиками.

Ты не чувствуешь себя человеком, который может что-то изменить в своей жизни, но в то же время отчаянно пытаешься нести ответственность за чужие чувства и эмоции.

-2

А когда ты к тому же выросла без отца, у тебя совсем нет внутренней опоры. Ты понятия не имеешь, кто ты без соответствия требованиям других людей. Только тонны боли, горя и пожирающего изнутри одиночества, с которыми ты, как и твоя мать, не в состоянии справиться. И ты ожидаешь, что наконец случится чудо, и придет тот, кто тебе внутри все это починит своей заботой.

Но кто может тебя починить, если ты даже не понимаешь, что у тебя сломано? Если ты видишь мир из призмы сплошного дефицита и боли, а не внутренней целостности? Соответственно, реальность не в фокусе твоего внимания.

Чем ближе конец фильма, тем хаотичнее фрагменты жизнь Мэрилин. Иначе и быть не могло: человек имеет мощную установку на саморазрушение. В глубине души она чувствует, что без нее всем было бы лучше (тем более что мать в детстве это говорила прямым текстом). И в результате от личности не остается ничего.

В этом плане фильм «Блондинка» отменно показывает состояние по-прежнему детской психики взрослого человека, застрявшего в своей травме и ищущего внешних опор.