Художник Сергей Иванович Вашков (1879 - 1914) прожил всего 35 лет, но за свою недолгую жизнь он успел многое. Вашков создал новый художественный язык в дизайне прикладных предметов и церковной архитектуре. Выполненные им проекты по внутренней и внешней отделке церквей, обустройству в них утвари и гробниц имеют неповторимый стиль мастера. В музеях страны сохранилось богатое наследие мастера: иконы, басменные оклады, хоругви, священнические облачения, запрестольные кресты, литургические сосуды из дерева и драгоценных металлов.
Сергей Иванович Вашков родился в 1879 г. в Сергиевом Посаде. Образование получил в Императорском Строгановском училище технического рисования, выбрав архитектурное отделение. В 1900 г. проходил практику в знаменитой ювелирной мастерской К. Фаберже. В летние месяцы, свободные от учебы, путешествовал по стране и вдохновлялся древней архитектурой Владимиро-Суздальских земель и Вологодчины. Особое восхищение у юного художника вызывало церковное искусство. За время этих странствий был выполнен авторский альбом рисунков прикладных предметов. Художник мечтал издать свой труд, но издателей найти ему не удалось. Тогда Вашков обратился за помощью к Виктору Ивановичу Оловянишникову, совладельцу знаменитой фирмы «П.И. Оловянишникова сыновья» по изготовлению церковной утвари. Купеческая династия Оловянишниковых начинала свое дело во второй половине ХVIII в. с литья колоколов в Ярославле. Впоследствии, с расширением производства ими были основаны ювелирная мастерская и шелковая мануфактура. В 1878 г. фирма Оловянишниковых получила звание поставщика двора Его Императорского Величества. За полтора столетия своего существования фирма не прерывала производственную линию по изготовлению церковной утвари, но к началу ХХ века ей необходимо было обновление. К этому времени стиль модерн утвердился как ведущее модное направление в прикладном искусстве.
Рассматривая альбом Вашкова, Виктор Иванович Оловянишников по достоинству оценил талант молодого художника и еще до окончания учебы предложил ему работать в фирме. Это приглашение к сотрудничеству студента, не получившего еще диплом, во многом было обусловлено боязнью «упустить самородок». Проработав всего лишь год, 1901 г. в возрасте 22 лет С.И. Вашков получает должность художественного руководителя. С этого момента он стал главным дизайнером фирмы, определивший ее стиль. Так начался новый взлет товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья».
Многочисленные заказы поступали от священников и благотворителей – все они пребывали в восхищении от новых форм религиозного искусства. По чертежам С.И. Вашкова писались иконы и возводились иконостасы, чеканились церковные блюда, финифтью украшались оклады евангелий и кресты, ткалась церковная парча, и вышивались христианские символы. Слава о художнике дошла и до императора. С.И. Вашков получил заказы на изготовление церковной утвари в Феодоровском соборе в Царском Селе.
Все творчество художника пронизано раннехристианскими и древнерусскими образами. Сам С.И. Вашков говорил: «Несмотря на многие технические несовершенства в живописности изображений, искусство первых христиан совершенно в своем понимании идей Христа и прекрасно искренностью и поэзией их выражения». Художник не копировал древние произведения, а совмещал вдумчивый исторический подход с декоративной смелостью нового стиля модерн.
Мечта С.И. Вашкова об издании альбома осуществилась незадолго до смерти. Альбом стал своеобразным итогом десятилетней работы мастера в фирме «П.И. Оловянишникова сыновья».
В сборнике «Религиозное искусство» было опубликовано около 300 предметов церковной утвари, среди которых 41 образец церковной парчи.
В фонде «Ткани» Государственного музея истории религии хранятся священнические облачения, выполненные по эскизам С.И. Вашкова. В этой статье мы решили показать сравнение раппортов тканых образцов из коллекции ГМИР с эскизами из альбома «Религиозное искусство». Примечательно, что в альбоме эскизы опубликованы в черно-белом виде и у нас имеется возможность увидеть осуществление этих проектов в цвете. Для лучшего понимания, также будет показан общий вид священнических облачений.
Работы С.И. Вашкова в церковном текстиле
В текстиле С.И. Вашков зачастую предпочитал композицию раппортов выстраивать клеймами или крупными декоративными элементами. Отправной точкой творчества во многом служили образы, символы и знаки первых христиан. Особое символическое значение С.И. Вашков уделял монограмме Христа (хризма). Один из самых распространенных символов в катакомбах древнего Рима состоял из двух начальных греческих букв имени Христа – Х (хи) и Р (ро). По краям хризмы часто размещались греческие буквы aи w– первая и последняя в алфавите. Эти буквы восходят к тексту Аппокалипсиса «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель». В эскизах тканей С.И. Вашкова монограммы даются как фоновый орнамент, тем самым символически подчеркивая основы основ христианской культуры. В сборнике «Религиозное искусство» указано, что царю Болгарии Фердинанду был преподнесен комплект облачения (стихарь и фелонь) из ткани того же рисунка.
Белый стихарь, выполненный по эскизу С.И. Вашкова изобилует раннехристианской символикой: пальмовая ветвь, агнец, монограмма, голубь, рыба (ихтис), якорь, жертвенный престол, евхаристическая чаша с хлебами. За каждым из этих символов стоит определенное описание в Евангелие. Художник в графической манере превращает эти символы в своеобразный орнамент; одно описание из Нового Завета переходит в другое.
Художник С.И. Вашков внес значительный вклад в развитие церковного искусства. Наследие этого мастера поистине поражает своим размахом и неистощимой фантазией. Его замысел по возрождению отечественного искусства был осуществлен в полной мере и во многом дал импульс к развитию будущим поколениям художников.