Найти тему
Камертон совести

Пограничная ситуация

Скамейка у подъезда дома имела сакральный смысл. Редко кто из жильцов после работы не садился на неё, чтобы передохнуть с дороги, а заодно поговорить о том о сём. У Веры Павловны, учительницы литературы, это тоже вошло в привычку. В девятиэтажном доме обитали люди разных профессий. Многие в речи использовали образную стилистику и даже диалектные слова. Для неё, как словесника, это представляло интерес. В тот день компания вела разговор на школьную тему. Говорили о набивших оскомину реформах в образовании, о сложности программ, когда приходится прибегать к услугам репетиторов и, конечно же, об учителях.

- Вы посмотрите, кто сегодня поступает в педагогические вузы?– включилась в разговор Кристина Максимовна, работающая на молокозаводе простым сотрудником, – те, кто не смог поступить на экономиста или юриста. Я вот хотела выучиться на инженера обувной фабрики и то не получилось. Конкурсанты вытеснили за борт. А в "пед" не захотела. Зарплата мизерная, а работа – врагу не пожелаешь. Сколько надо терпения, сил, энергии, знаний, чтобы из этих недотёп и озорников сделать людей! Вот Вы, Вера Павловна, разве не жалеете, что стали учительницей, да ещё литературы? Чего стоит одна только проверка тетрадей?

- Нет не жалею, хотя к Вашим аргументам нельзя не прислушаться, очень убедительны. Но бывает в жизни человека пограничная ситуация, которая делает настоящий переворот в сознании...

Вере Павловне пришлось на этом остановиться: кто-то из компании захотел узнать, что такое пограничная ситуация. Учительница доступным языком объяснила, потом продолжила.

- Когда училась в 8-м классе, наша учительница литературы вышла замуж и уехала в другой город. Через две недели в класс вошла выпускница Воронежского университета. Боже мой, какой она была милой, как красиво одета, а речь … заслушаешься. Нравоучения обычно звучат грубо, напористо, а она подберёт такие слова, что самые непослушные пацаны немели перед ней. Но это ещё не всё. Её любовь к предмету, то, с каким мастерством вела уроки, приводило нас в восторг. В это время мы приступали к изучению романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня есть возможность слушать это произведение в интернете в исполнении великих мастеров художественного чтения. Но у меня до сих пор на слуху то, как она читала наизусть одну главу за другой. Не один урок прекрасный педагог посвятила обсуждению художественных достоинств великого произведения. Но ей и этого показалось мало. На завершающем уроке каждому восьмикласснику определила для заучивания наизусть несколько глав, чтобы таким образом в субботний день на школьном вечере прозвучал весь роман. По возможности и собственным фантазиям были приготовлены костюмы дворян. Прошли годы, а в моём сердце до сих пор звучит тот отрывок из романа, который прочла наизусть на том вечере.

После того, как роман прозвучал в нашем исполнении, начались танцы. Мазурку никто не умел танцевать, зато вальсировали все от души.

Литературный вечер был волнующим событием не только для нас, восьмиклассников, но и для учащихся 9-10 классов. На вечере присутствовал весь педагогический коллектив школы. Для учителей это был своего рода открытый урок.

С того дня и стала я лучшей ученицей в классе по литературе. С упоением читала до полуночи русскую классику, стала частым гостем учительницы на её квартире. Любила мне рассказывать ещё и о том, какими людьми были писатели в обыденной жизни. В студенческую пору она посетила с.Михайловское, где вышли из-под пера Александра Сергеевича великие творения, в её планах было посещение Ясной Поляны. Съездила... Когда учились в 9-м классе, подробно рассказала о своей поездке. Кстати, звали учительницу Нина Николаевна. Фамилия – Царёва. Она для меня действительно была царицей. Тогда-то и решила стать преподавателем, не задумываясь ни о зарплате, ни о том, как сложна эта профессия. И знаете, не жалею о своём выборе.

Моё сочинение по литературе в выпускном классе экзаменаторов привело в восторг. Об этом мне сообщила Нина Николаевна.

Вера Павловна собралась идти в квартиру. Наступила та минута молчания, когда разговор публику чем-то удивил. Наконец кто-то из присутствующих произнёс: «Вот вам и пограничная ситуация».