Найти тему
Тюнинг Админа

Резервное копирование в организации на Ubuntu 22.04LTS + UrBackup 2.5.27

Оглавление

В этой статье мы познакомимся с бесплатным клиент-серверным решением по резервному копированию в корпоративном секторе, узнаем как установить и настроить Ubuntu 22.04LTS + UrBackup, а также подключить клиентские ПК и настроить резервное копирование.

Это простая в настройке система с открытым исходным кодом, которая обеспечивает безопасность данных и быстрое время восстановления. Резервные копии создаются во время работы системы без прерывания текущих процессов, а также система постоянно отслеживает папки на предмет изменённых данных и в момент запуска задания создаёт резервную копию тем файлам, которые подверглись модификации или созданию.

Содержание статьи

  • Возможности UrBackup
  • Системные требования
  • Метод реализации
  • Подготовка и настройка системы
  • Установка BackupPC
  • Настройка бэкап сервера
  • Установка клиентских приложений на Windows и Linux
  • Добавление клиентских компьютеров
  • Бэкап и восстановление данных
  • Вывод

Возможности UrBackup

  • Позволяет создавать файлы резервных копий, полные и инкрементные.
  • Можно делать бэкап целым разделам или отдельным каталогам.
  • Имеет клиенты для Windows, Linux.
  • Поддерживает инкрементное резервное копирование файлов, при этом передаются только используемые и измененные секторы жесткого диска.
  • Анализ дубликатов на разных компьютерах, это означает, что сохраняется только одна копия и соответственно требуется меньше места для хранения резервных копий.
  • Клиенты могут изменять свои настройки, например период резервного копирования или количество резервных копий, а также могут просматривать файлы журналов своих резервных копий.
  • Администрирование осуществляется через веб-интерфейс, отображающий статус клиента, текущие действия и статистику. Мы можем просматривать существующие резервные копии файлов, извлекать файлы из этих резервных копий или запускать процессы восстановления.
  • Отчеты о резервных копиях они могут быть отправлены пользователям или администраторам.
  • Простота настройки и доступ к резервному копированию файлов.

Системные требования

Минимальные системные требования:

  • Процессор: 1-ядерный от 1,8Ггц
  • Оперативная память: минимум 2 ГБ
  • Жесткий диск: от 5 ГБ

Системные требования под задачи резервного копирования до 50пк:

  • Процессор: 2-ядерный от 1,8Ггц
  • Оперативная память: 4 ГБ
  • Дисковая подсистема: от 500 ГБ

Метод реализации

Рекомендуется использовать старенький сервер или подойдет обычный системный блок, в который установим жесткие диски необходимого нам объёма. Рекомендую настроить агрегацию двух сетевых карт.

Подготовка и настройка системы

Начнём с того, что у нас с вами есть сервер с установленной Ubuntu 22.04LTS.

Повысим наши права в системе:

sudo -s

Обновим систему:

apt update && apt upgrade -y

Переименуем наш хост если требуется:

hostnamectl set-hostname backup

Установим необходимые пакеты:

apt install nano mc net-tools wget -y

Устанавливаем сервис синхронизации времени:

apt install chrony -y

Добавляем в автозапуск службу:

systemctl enable chrony

Запускаем службу:

systemctl start chrony

Перезагрузим сервер:

reboot

Установка UrBackup

Добавим официальный PPA-репозиторий:

add-apt-repository ppa:uroni/urbackup

Читаем сведения о пакетах в репозиториях:

apt update

Прежде, чем начать установку, создадим папку для для резервных копий:

mkdir -p /Backup

Устанавливаем urbackup-server:

apt install urbackup-server -y

Во время установки нам будет предложено указать путь к хранилищу резервных копий:

-2

Установка завершена. Проверим статус запуска службы сервера:

systemctl status urbackupsrv

-3

Настроим автоматический запуск службы после перезагрузки:

systemctl enable urbackupsrv

Настройка бэкап сервера

После завершения установки и запуска службы нам становится доступен web интерфейс сервера по адресу:

http://ip_address:55414

-4

Первым делом нам необходимо добавить пользователя admin.

Настройки -->Пользователи --> Добавить пользователя

-5

Первый создаваемый нами пользователь по умолчанию admin с правами администратора:

-6

Настройте подключение к почтовому серверу для отправки уведомлений о резервном копировании:

-7

Ниже представлены скриншоты основных вкладок настройки:

Вкладка: Сервер

  • Путь для бэкапов --- наша созданная папка /Backup
  • Максимум одновременных бэкапов --- Устанавливаете столько, чтобы не перегружать сеть и сервер бэкапов
  • Максимум активных клиентов --- 100
  • Расписание очистки бэкапов --- 1-5 --- с понедельника по пятницу, 3-4 --- ночью с 3:00 до 4:00
-8

Вкладка: Файловые бэкапы

Советую отключить эти настройки, так как они применяются по умолчанию всем клиентам вне групп.

-9

Вкладка: Образы

Советую отключить эти настройки, так как они применяются по умолчанию всем клиентам вне групп.

-10

Вкладка: Рекомендую убрать пользователям права доступа к настройкам.

-11

Вкладка: Клиент

  • Задержка после старта системы --- 5 минут --- Дать возможность системе пользователя нормально загрузиться и не перегружать ее в этот момент.
  • Расписание --- 1-5 --- с понедельника по пятницу, 9-18 --- в течении рабочего дня с 9:00 до 18:00, вы настраиваете это время под себя.
-12

Вкладка: Internet/Active clients

Если вы будете бэкапить только локальных клиентов, то галку ставить не нужно.

-13

Создаем группы, в которые будем добавлять компьютеры с идентичными параметрами бэкапа:

-14

Выбираем нами созданную группу:

-15

Добавляем компьютеры в нашу созданную группу:

-16

И уже здесь мы настраиваем параметры бэкапа, пробежимся по настройкам:

Вкладка: Файловые бэкапы

-17

Вкладка: Образы

  • Образы отключаем, нет смысла целиком бэкапить все компьютеры подряд.
-18

Вкладка: Права доступа

  • Как показывает практика, чем меньше видит пользователь, тем меньше задает вопросы, снимайте смело галки.
-19

Вкладка: Клиент

  • Задержка после старта ---5 минут
  • Расписание 1-5, 8-18 --- 1-5 с понедельника по пятницу, с 8:00 до 18:00
-20

Вкладка: Интернет

У нас будут клиенты только из локальной сети, поэтому галку не ставим:

-21

Установка клиентских приложений на Windows и Linux

Установка клиентского приложения под Windows

Клиентское приложение под Windows можно скачать и установить с официального сайта, а можно с нашего бэкап сервера.

1-й Вариант: Идем на официальный сайт https://www.urbackup.org:

Советую включить прокси, так как ограничивают до минимума прохождение трафика.

Клиент под Windows: https://hndl.urbackup.org/Client/2.5.21/UrBackup%20Client%202.5.21.exe

Серверная часть под Windows: https://hndl.urbackup.org/Server/2.5.27/UrBackup%20Server%202.5.27.exe

Загрузочный образ для восстановления системы:

https://hndl.urbackup.org/Restore/urbackup_restore_2.4.2.iso

2-й Вариант: Скачаем с нашего бэкап сервера

Добавляем клиента:

-22

Указываем имя ПК или сервера и нажимаем добавить:

-23

Скачиваем клиент:

-24

Запускаем установщик:

-25
-26
-27
-28
-29

После установки и запуска клиента перемещаемся в web панель управления

Добавление клиентских компьютеров

После установки и запуска клиента в консоли администратора появится наш компьютер. Если этого не произошло, добавляем клиента, которому установили приложение под Windows:

-30

Можно принудительно сделать бэкап, а можно дождаться срабатывания задания по расписанию.

-31

Статус выполненных бэкапов:

-32

Список ПК и содержимое бэкапов:

-33
-34

В каждый архив можно провалиться и посмотреть, что копировалось и в каких каталогах.

Установка на Linux

Добавляем клиента:

-35

Указываем имя компьютера или IP адрес и нажимаем добавить:

-36

Будет сгенерирована командная сборка с ключом для установки, копируем и вставляем в терминале на клиенте:

-37

TF=`mktemp` && wget "http://172.30.0.137:55414/x?a=download_client&lang=ru&clientid=5&authkey=ZaRg6z2sKI&os=linux" -O $TF && sudo sh $TF; rm -f $TF

Как видим наша Linux машинка уже в списке:

-38

Бэкап и восстановление данных

Делаем бэкап вручную:

Выбираем ПК устанавливая галочку, нажимаем на треугольничек и из списка выбираем тот вид бэкапа, что нас интересует.

-39

Видим запуск задания и статус в очереди:

-40

Идет процесс бэкапа:

-41

Статус выполнения:

-42

Статистика в целом:

-43

Восстанавливаем данные.

Переходим в раздел бэкапы:

-44

Выбираем имя компьютера:

-45

Выбираем бэкап:

-46

Переходим в ту папку данные которой нужно восстановить:

-47

Нажимаем восстановление:

-48

У клиента вылезет сообщение с вопросом, вы действительно хотите перезаписать каталог, выбираем ОК:

-49

Пойдет процесс восстановления:

-50

Статус на сервере:

-51

Вывод

Решение достаточно лёгкое и простое, без изысков платных решений, но когда дорогостоящее программное решение не по карману: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".

В целом программное обеспечение понравилось и заслуживает внедрения в продакшен. Скорость работы и минимальные системные требования очень порадовали.

У меня будет целый цикл статей по резервному копированию в рамках предприятия на OpenSource решениях и на базе этих обзоров составлю топ рейтинг в отдельной статье.