Найти тему
Александр Дедушка

Что означает тяжесть на душе, и что с нею делать? (по игумену Никону (Воробьеву)

Игумен Никон (Воробьев)
Игумен Никон (Воробьев)

Каждый из нас сталкивался с этим труднопереносимым состоянием – непонятной и, казалось бы, беспричинной душевной тяжестью, от которой не знаешь, куда деться и как от нее избавиться.

Самое неприятное, что ее трудно идентифицировать, понять причины, ее вызывающие.

Потому с нею очень трудно бороться.

Она как бы приходит ниоткуда и уходит в никуда. И, как правило, независимо от наших усилий и внутреннего настроя.

Тем важнее обратиться к святоотеческому опыту.

Вот как о причинах подобного состояния говорил наследник святоотеческой традиции, игумен Никон (Воробьев):

«На душе… тяжесть». Происходит она у всех нас от «страстей», по терминологии святых Отцов. Хотите от нее избавиться – должны стараться ослабить или уничтожить причины. Вечная история, одинакова для всех».

Что ж – вот сразу и первое утешение.

Оказывается, история с тяжестью на душе – история «вечная» и «одинаковая».

Значит, не ты первый, не ты последний. И каждый верующий с этим сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться.

А теперь – по существу.

Итак, тяжесть на душе происходит от страстей.

Великолепно!.. Имеется в виду, что, наконец, мы знаем ее причины.

В самом деле – душа наша легка и воздушна по природе, а любая страсть – это как бы очередная «гирька», «мешок с песком» или даже «камень», которые к ней подвешиваются.

Естественно, мы начинаем чувствовать тяжесть. И чем больше страстей – тем больше тяжести в душе.

Фу-х!.. Право же – уже стало легче! От одного только сознания истины.

Страсти-то все известны.

По святоотеческой традиции, классифицированные свт. Игнатием Брянчаниновым, их всего насчитывается восемь:

1. Чревообъядение.
2. Любодеяние (Блуд).
3. Сребролюбие.
4. Гнев.
5. Печаль (Отчаяние)
6. Уныние (Леность).
7. Тщеславие.
8. Гордость.

Что ж – нам осталось только разобраться, какая из этих страстей наиболее привязалась к душе и потому дает наибольшую тяжесть.

А когда разобрались – вперед! Вперед на искоренение этих страстей.

Как искоренить? Упорным стремлением к ее противоположности, то есть к противостоящей ей добродетели.

Вот как у того же святителя Игнатия:

Против чревоугодия – воздержание.

Против блуда – целомудрие.

Против сребролюбия – нестяжание.

Против гнева – кротость.

Против печали – блаженный плач (о своем и общем падении).

Против уныния – трезвение (то есть усердие ко всякому доброму делу).

Против тщеславия – смирение.

Против гордости – любовь.

И – работать, работать, работать…

Как необработанное поле, сплошь заросшее сорняками потребует колоссальных усилий по его обработке.

Так и наша душа, усеянная и увешенная «гирями» и «гирляндами» страстей, потребует большого напряжения по ее освобождению от них, когда от душащего чувства тяжести можно будет хоть немного облегченно вздохнуть.

Игумен Никон дает конкретные советы и по углублению молитвенного подвига. И при этом обращает внимание на интересные феномены.

Вот что он пишет одному из своих духовных чад:

«Воспользуйся сердечной тоской для развития внутренней молитвы (Иисусовой). В это время она легко делается и углубляется в сердце, и скоро даст мир и утешение, но зато при этом опять пропадает и молитва. Так что иногда не знаешь, что предпочесть. Я это сам испытал. Например, в тюрьме молитва Иисусова сама делалась, почти без всякого напряжения, а потом стало трудней».

Обратили внимание?

Душеная тоска и тяжесть побуждают к молитве, и она легко идет в этом состоянии, но как только приходит облегчение, так затрудняется молитва.

С этим феноменом сталкивался любой, хоть сколько-нибудь практиковавшийся в Иисусовой молитве.

Вот такие мы – увы! - падшие создания! Легко отталкиваем от себя руку, спасающую нас из потопления в греховной бездне.

Но игумен Никон советует не смущаться и не унывать:

«Не надо унывать только, а смиряться, сознавать свою вину, слабость в борьбе и принимать скорби, как принял благоразумный разбойник: Достойное по делам моим приемлю, помяни мя… и проч. Если будете так относиться к себе – получите облегчение, а скоро и избавление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, которая проявляется в душе как мир, радость, долготерпение, кротость…»

Что ж – когда нас в очередной раз поразит душевная тяжесть, не забудем воспользоваться этими советами.