Каждый из нас сталкивался с этим труднопереносимым состоянием – непонятной и, казалось бы, беспричинной душевной тяжестью, от которой не знаешь, куда деться и как от нее избавиться.
Самое неприятное, что ее трудно идентифицировать, понять причины, ее вызывающие.
Потому с нею очень трудно бороться.
Она как бы приходит ниоткуда и уходит в никуда. И, как правило, независимо от наших усилий и внутреннего настроя.
Тем важнее обратиться к святоотеческому опыту.
Вот как о причинах подобного состояния говорил наследник святоотеческой традиции, игумен Никон (Воробьев):
«На душе… тяжесть». Происходит она у всех нас от «страстей», по терминологии святых Отцов. Хотите от нее избавиться – должны стараться ослабить или уничтожить причины. Вечная история, одинакова для всех».
Что ж – вот сразу и первое утешение.
Оказывается, история с тяжестью на душе – история «вечная» и «одинаковая».
Значит, не ты первый, не ты последний. И каждый верующий с этим сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться.
А теперь – по существу.
Итак, тяжесть на душе происходит от страстей.
Великолепно!.. Имеется в виду, что, наконец, мы знаем ее причины.
В самом деле – душа наша легка и воздушна по природе, а любая страсть – это как бы очередная «гирька», «мешок с песком» или даже «камень», которые к ней подвешиваются.
Естественно, мы начинаем чувствовать тяжесть. И чем больше страстей – тем больше тяжести в душе.
Фу-х!.. Право же – уже стало легче! От одного только сознания истины.
Страсти-то все известны.
По святоотеческой традиции, классифицированные свт. Игнатием Брянчаниновым, их всего насчитывается восемь:
1. Чревообъядение.
2. Любодеяние (Блуд).
3. Сребролюбие.
4. Гнев.
5. Печаль (Отчаяние)
6. Уныние (Леность).
7. Тщеславие.
8. Гордость.
Что ж – нам осталось только разобраться, какая из этих страстей наиболее привязалась к душе и потому дает наибольшую тяжесть.
А когда разобрались – вперед! Вперед на искоренение этих страстей.
Как искоренить? Упорным стремлением к ее противоположности, то есть к противостоящей ей добродетели.
Вот как у того же святителя Игнатия:
Против чревоугодия – воздержание.
Против блуда – целомудрие.
Против сребролюбия – нестяжание.
Против гнева – кротость.
Против печали – блаженный плач (о своем и общем падении).
Против уныния – трезвение (то есть усердие ко всякому доброму делу).
Против тщеславия – смирение.
Против гордости – любовь.
И – работать, работать, работать…
Как необработанное поле, сплошь заросшее сорняками потребует колоссальных усилий по его обработке.
Так и наша душа, усеянная и увешенная «гирями» и «гирляндами» страстей, потребует большого напряжения по ее освобождению от них, когда от душащего чувства тяжести можно будет хоть немного облегченно вздохнуть.
Игумен Никон дает конкретные советы и по углублению молитвенного подвига. И при этом обращает внимание на интересные феномены.
Вот что он пишет одному из своих духовных чад:
«Воспользуйся сердечной тоской для развития внутренней молитвы (Иисусовой). В это время она легко делается и углубляется в сердце, и скоро даст мир и утешение, но зато при этом опять пропадает и молитва. Так что иногда не знаешь, что предпочесть. Я это сам испытал. Например, в тюрьме молитва Иисусова сама делалась, почти без всякого напряжения, а потом стало трудней».
Обратили внимание?
Душеная тоска и тяжесть побуждают к молитве, и она легко идет в этом состоянии, но как только приходит облегчение, так затрудняется молитва.
С этим феноменом сталкивался любой, хоть сколько-нибудь практиковавшийся в Иисусовой молитве.
Вот такие мы – увы! - падшие создания! Легко отталкиваем от себя руку, спасающую нас из потопления в греховной бездне.
Но игумен Никон советует не смущаться и не унывать:
«Не надо унывать только, а смиряться, сознавать свою вину, слабость в борьбе и принимать скорби, как принял благоразумный разбойник: Достойное по делам моим приемлю, помяни мя… и проч. Если будете так относиться к себе – получите облегчение, а скоро и избавление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, которая проявляется в душе как мир, радость, долготерпение, кротость…»
Что ж – когда нас в очередной раз поразит душевная тяжесть, не забудем воспользоваться этими советами.