Францисканская сестра и учёная Илия Делио находит доказательства благожелательной Вселенной в эволюционных изменениях, движимых любовью:
Сказать "Бог есть любовь" - значит сказать, что имя Бог относится к божественной энергии любви, которая является динамичной, реляционной, личной и объединяющей (юнитивной). Бог делает то, чем Бог является - любовь. Вместо того чтобы видеть Бога как отдельное существо над миром, мы можем сказать, что любовь-энергия - это материал существования. . . . Там, где есть энергия притяжения, союза, генеративности и жизни, там есть Бог. . . .
Бог - это имя личной божественной любви, возникающей в эволюции по мере усложнения сознания и объединения личностей: "Где двое или более собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матфея 18:20). Эволюция раскрывает новизну Бога, потому что любовь всегда выражает себя в новых паттернах отношений. . . . Динамическая фонтанирующая полнота божественной любви означает вечную новизну мира; Бог вечно нов в любви, и поэтому мир также вечно нов. Греческий философ Гераклит однажды сказал, что "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", что означает, что перемены присущи жизни; каждое действие несет в себе существенную новизну. . . . Божественная любовь - это не река с застойной водой, а фонтанная полнота переполняющей любви, любви, которая вечно пробуждается к новой жизни". [1]
Делио пытается примирить доброго и любящего Бога с постоянно присутствующим в мире страданием:
Несомненно, страдания и насилие изобилуют в щелях жизни, но страдания - это не наказание мстительного Бога. Бог не оставляет нас; мы оставляем Бога, ...бегая за маленькими божками. Бог живет глубоко внутри нас, как центр любви, но мы часто [пренебрегаем] этим внутренним центром и увлекаемся маленькими божками власти, успеха, статуса и богатства - всем тем, что мы создаем для себя. . . . Вопрос теодицеи заключается не в том, почему Бог позволяет плохим вещам происходить с хорошими людьми, а в том, почему мы отказываемся от Бога перед лицом страданий. Если Бог есть любовь, то наша единственная реальная надежда - в Боге, потому что надежда - это открытость любви к бесконечным возможностям и новой жизни. . . . Этот Бог любви появляется в Иисусе из Назарета, Бог, который радикально вовлекается в беспорядок мира, чтобы быть Богом для нас. . . .
Иметь веру в Бога безусловной любви - значит осознавать, насколько близко Бог находится к нам. Так близко, что мы забываем о Божьем присутствии. В своё время Иисус был погружён в жестокую культуру, культуру конфликтов и тревог. Но он также знал о более глубокой истине, скрытой под поверхностью человеческого осуждения, а именно о том, что этот разбитый, тревожный мир сочится Богом. Он просил нас иметь веру, верить, что царствование Бога находится среди нас и внутри нас. [2]
[1] Ilia Delio, The Unbearable Wholeness of Being: God, Evolution, and the Power of Love (Maryknoll, NY: Orbis Books, 2013), 74, 76-77.
[2] Delio, Unbearable Wholeness, 83, 84.