Из четырёх мною прочитанных он реально лучший. И теперь я понимаю, почему Тану Френч сравнивают с Донной Тартт. Предыдущие книги вообще никоим образом не напоминали знаменитую американку, а вот этот детектив имеет чисто внешнее сходство, простите за каламбур.
Пятеро студентов-аспирантов, причём филологов, живут коммуной в старинном загородном доме, они так же близки друг с другом и обособленны от всего мира, как и группа любителей греческого из дебютного романа Тартт "Тайная история". Убийство тоже имеется. И психологизм, и занимательность сюжета, и рассуждения о высоком.
Но это и правда всё внешнее. Внутри совершенно другая история – увлекательная, пугающая и ещё раз убеждающая нас, что наказание содержится уже в самом преступлении. Оно не может не изменять того, кто убил, не может не влиять на его образ жизни и отношения с другими. Правда, это нам доказал ещё Достоевский.
Френч здесь ставит и другие вопросы. Например, о двойниках: насколько внешнее сходство определяет внутреннее? И может ли быть абсолютная схожесть? Как чувствует себя агент в шкуре другого человека, по сути, внутри другой личности? И как быть с моральными принципами? Можно ли так жестоко обманывать близких людей, как это делает Кэсси – вроде бы из лучших побуждений. Имеет ли она такое право?
Чем Френч отличается от Тартт? Пожалуй, не только ирландским акцентом и антуражем, хотя и они привносят в повествование очень своеобразную нотку. Чего стоит только одна история – о "подменыше", будто вышедшая из старинных ирландских легенд.
Но Френч пишет именно детективы, описывает полицейские расследования отдела Убийств и Спецопераций, привязывает повествование не к героям, а к месту: Дублинский замок (в котором размещается дублинская полиция) во всех четырёх повестях присутствует как немой свидетель. Герои тоже весьма своеобразны: рассказчиками в разных повестях становятся то Роб, то Кэсси, то Мэки, поэтому мы можем то наблюдать главного героя изнутри, то смотреть на него в другом задании уже глазами напарника. И это реально здорово.
И, конечно, важной фишкой становится одно важное открытие: убийство изменяет не только убийцу, но и всех, вовлечённых в водоворот событий, в том числе и следователей. Невозможно столкнуться с ним и не стать чуть-чуть (а то и сильно) другим. Совместные расследования могут сблизить, а могут и оттолкнуть. И никогда не знаешь, чем дело закончится.
А на этот раз Кэсси Мэддок, пользуясь внешним сходством, отправляется внутрь той самой студенческой семьи-коммуны, чтобы выяснить, кто убийца. И если вы последуете за ней, скучно не будет. И не бойтесь, что это плагиат, вовсе нет, хотя студенты-герои во многом удивительно похожи на героев Тартт. И даже выход из безвыходной ситуации находят приблизительно одинаковый, будто и не читали Достоевского.
Я слушала "Сходство" Таны Френч на Литресе в библиотеке бесплатно.
Возрастное ограничение:18+
Дата написания:2008
Длительность:20 ч. 42 мин. 13 сек.
Переводчик:Марина Извекова
Чтец: Надежда Винокурова
На всякий случай даю ссылки на мои предыдущие отзывы на детективы Френч:
Читала ещё "В лесной чаще", но не нашла запись, видимо, забыла поделиться впечатлением. И я смотрела сериал до чтения книг, сериал зацепил, понравился. Хотя "Сходство" сократили до неузнаваемости, а зря.
А вы читали Френч? Будете?
Делитесь своим впечатлением и подписывайтесь на канал! У меня ещё есть совсем маленькие камерныеТГ и ВК