В 1703 г. шведская эскадра спешила на выручку осажденной крепости Ниешанц. Шведы не знали, что крепость в устье Невы уже взята русскими. Но адмирал Нумерс проявил осторожность и приказал войти в устье реки двум своим кораблям, галиоту "Гедан" и шняве "Астрильд", вооруженными пушками.
Русские заметили эти шведские корабли и в голове молодого царя Петра возник замысел захватить их. Но как захватить их на рейде? Среди солдат Преображенского и Семеновского полков мореходов не имелось, да и кораблей у русского воинства не было. Петр решил атаковать шведов на лодках, благо погода позволяла и ночь на 7 мая была дождливой.
Отряд из преображенцев государь усадил в 15 лодок и повел к шведом сам. Другая часть флотилии из 15 лодок, которая состояла из солдат Семеновского полка, Петр поручил возглавить Меншикову, так как "понеже иных на море знающих никого не было".
Но несмотря на непогоду, гвардейцев заметили и шведские корабли принялись осыпать русские лодки ядрами. Тем не менее, абордажные команды, отвечая пальбой из ружей и забрасывая противника гранатами, приблизились вплотную к бортам шведских кораблей и полезли на штурм.
Команды оказали ожесточенное сопротивление, но в конце концов сдались на милость победителей. Два шведских корабля пополнили русский флот.
За этот выдающейся бой царь Петр наградил себя и Меншикова орденами Св.Андрея Первозванного, а гвардейцев абордажных команд золотыми медалями с надписью "Небываемое бывает".