Итак, продолжу повествование о приемном отце Спасителя Иосифе Обручнике.
...Один из самых спорных вопросов в биографии Христа: были ли у Него братья и сестры? В евангелии Марка приведены слова назарян о Мешиахе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?» (Мк. 6:3). Разные конфессии и библиеведы по-разному оценивают истинную степень того родства — и все в разной степени имеют отношение к Обручнику. Есть три основные гипотезы.
Это настоящие братья и сестры Христа, которые родились у Иосифа и Марии после первенца Иисуса. Данной версии противоречат догмат о вечной девственности Богоматери и тот факт, что Иаков был старше Марии: он родился в 28 году до н.э., Пресвятая Дева на семь лет позже.
Это двоюродные братья и сестры Спасителя — дети якобы родной сестры Матери Господа, жены Клеопы, иначе называемого Алфеем (Ин. 19:25), тоже по имени Мария, входившая в число женщин, постоянно сопровождавших Христа. Но нигде в первоисточниках не сказано о рождении у Иоакима и Анны второй дочери (и первое- то было чудом!). Глупую легенду о трех Мариях — дочерей Анны — придумали в Средневековье.А главное — почему-то за две тысячи лет этого никто не заметил! — разве стали бы родители называть вторую и третью дочь тем же именем, что и первую? Что, женских имен в Иудее не хватало?
Так древние евреи не поступали! Да и степени родства — родные или двоюродные братья и сестры — в античности различать умели.
Третий вариант: это дети Иосифа Обручника от первого брака — конечно, самый близкий к истине.
Такую версию подтверждают и «Протоевангелие Иакова», и упоминание в другом предании первой жены Плотника — Соломонии. На момент обручения с Марией у Иосифа было уже шестеро детей от прежнего брака. Соломония давно умерла. Двое сыновей, Иосия и Симон, и дочери, Есфирь и Фамарь, в надлежащее время поженились и вышли замуж и разошлись по своим домам. Иуда и Иаков остались с отцом.
Все они вполне законно могли называться братьями и сестрами Христа и в том случае, если были единокровными (то есть если Иисус был бы действительно зачат Иосифом), и в том случае, если Мешиах был приемным сыном Плотника (появившись на свет в результате непорочного зачатия).
В пользу третьей версии свидетельствует и описанный Иоанном Богословом эпизод во время Распятия: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Мать твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).
Если у Его Матери были еще дети от Обручника помимо Иисуса, как же Тот мог отдать Ее на попечение чужого человека?!
Только люди, упорно не желающие признать тот неоспоримый факт, что Спаситель придерживался законов и нравов Своего времени, а не тех, кои существовали века и тысячелетия спустя у верующих в Него, могут назвать Симона, Иосифа, Иуду, Иакова, Есфирь и Фамарь отпрысками Марии. Если бы это было так, Иисус никогда бы не отдал Ее под опеку постороннего, хотя и любимого ученика.
Родные дети обязаны по иудейскому закону содержать родителей до самой смерти! Предположить, будто братья и сестры Христа такие изверги, что с ними нельзя было оставить мать, глупо: они были достойными правоверными, особенно Иаков Праведник и Иуда, ставшие руководителями иерусалимской общины первых христиан. А вот в том случае, если они были детьми покойного мужа от первого брака, да еще учитывая, что Иаков (а судя по его прозвищу Младший, и все остальные сыновья Иосифа) возрастом превосходили Марию, Ее пребывание в доме одного из них было бы очень щекотливым: по обычаю левирата взрослые пасынки имели право взять в жены свою мачеху, которая была моложе их. Тут уж молодой приемный сын (в данном случае Богослов) оказывался куда предпочтительней.
Мессия — Сын Отца Небесного, но у Него должен быть и земной отец. На койне Демиург означает Творец, Создатель — в том числе плотник, строитель. По-арамейски наггар — строительных дел мастер, то есть и плотник, и столяр, и каменщик. А еще — «ученый»! «Сына своего готовит в разбойники тот, кто не учит его ремеслу», — говорят раввины. Отец Небесный должен передать Сыну Свои качества Творца, земной — плотника и ученого мужа. И впоследствии Христа называл «плотником» Марк (Мк. 6:3), а Матфей — «сыном плотника» (Мт. 13:55). «Плуги изготовлял и ярма», — сообщает о Спасителе святой Юстин Философ.
А прозвище Иосифа на арамейском — именно Наггар. И главное: он был из рода Давидова, от которого должен был произойти Мессия.
Святой Иоанн Дамаскин считал, что Матфей, отец Анны, матери Марии, был также отцом Иакова, отца Иосифа Плотника. Если это так, то Обручник и Приснодева — двоюродные брат и сестра.
Продолжение читайте в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3730/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.