Россия критически отстает от КНР. Россия критически отстает от китайцев в создании своего среднемагистрального самолета, который смог бы заменить «Аэробусы» и «Боинги» для отечественных авиаперевозчиков. Пока серийный выпуск МС-21 в очередной раз перенесен на 2024 год, КНР выпустила первый серийный Comac С919. Характерно, что он ничем принципиально не лучше российского. При этом пока что С919 будет летать на западных двигателях CFM International LEAP, так что китайцам до полного импортозамещения тоже далеко. Задержка в производстве МС-21 вызвана как раз санкциями США на поставку в Россию авиадвигателей. Но у китайского самолета есть одно неоспоримое преимущество – он уже готов к массовому производству. Что это значит? Да только то, что к моменту, когда импортозамещенный МС-21 только пойдет в серию, китайцы смогут предложить нам массовые поставки уже летающего самолета, а также отработанный механизм сервисного обслуживания и запчасти.
Речь не о том, чтобы конкурировать с «Comac» на международном рынке, а о сохранении для отечественного производителя российской торговой площадки и возможности развития отрасли для авиакомпаний РФ. Государство может помочь производителям, введя пошлины на поставку иностранной авиатехники, но это не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока российские летательные аппараты не будут изготавливаться в достаточном количестве. Ведь между «покупать китайские самолеты» и «пересесть на поезда» выбор вполне очевиден. Ситуация пока далека от катастрофической. «Comac» потребуется еще несколько лет для того, чтобы наладить массовое производство и выполнить обязательства перед китайскими авиакомпаниями, после чего он будет готов к экспансии на российский рынок. Однако любая дальнейшая задержка с импортозамещением и локализацией МС-21 может оказаться фатальной для всей программы. Ранее Readovka сообщала про реальные прогнозы по импортозамещению самолетов в России.