Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Медовый месяц» - исправление капризной фифочки

У лирической комедии «Медовый месяц» (1956) могло быть два диаметрально-противоположных финала: 1) капризницу Людочку Одинцову бросят, предпочтя менее балованную девушку, а симпатичных найти не проблема; 2) юная мадам исправится и станет «человеком». Авторы выбрали второй вариант, и красивый инженер Лёша Рыбальченко говорит эту фразу – о человеке - в момент объятий. Наконец-то!

Афиша фильма «Медовый месяц» (1956) https://www.kinopoisk.ru/ и скриншот кадра.
Афиша фильма «Медовый месяц» (1956) https://www.kinopoisk.ru/ и скриншот кадра.

Из очаровательной питерской причудницы-мажорки вышла дельная и неравнодушная женщина-врач, уважающая людей, а не считающая их зрителями своего извечного моноспектакля. Итак, шикарный тандем Людмилы Касаткиной и Павла Кадочникова. Они уже встречались в «Укротительнице тигров» (1954), и потому великая Надежда Кошеверова (она могла снять одну «Золушку» (1947) и тем войти в историю кино),...

Кадры из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншоты.
Кадры из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншоты.

…так вот режиссёр Кошеверова решила повторить свой успех с тем полюбившимся дуэтом. Фильм, увы, не сделался событием номер один, хотя, он мило смотрится и поныне. Правда, он требует некоторой «расшифровки», как многое из того, что кануло в Лету вместе с советскими нормами бытия. В те годы у выпускников была целая проблема с распределением.

Классическая карикатура, показывающая, как стиляга убегает с периферии. https://croco.uno/
Классическая карикатура, показывающая, как стиляга убегает с периферии. https://croco.uno/

Имею в виду, что мало, кто хотел ехать в Среднюю Азию или на Чукотку. В фельетонах живописалось, как некие стиляжки бегут от трудностей. На деле всё было сложнее – молодые люди, по сути не такие уж и взрослые, должны были оставить свой дом, родителей, привычную среду обитания и вливаться в чужой социум, зачастую не такой уж благожелательный. Да и климат мог не подойти - чисто по состоянию здоровья.

Ещё одна карикатура 1950-х годов. https://croco.uno/
Ещё одна карикатура 1950-х годов. https://croco.uno/

Мало, кому везло, как моей маме – она после МИСИ была «заброшена» в Таллин, где к ней относились великолепно, как эстонцы (чей язык она выучила на уровне болтовни), так и русские, белорусы и карелы, что работали с ней в Таллинском порту. В те годы наша страна активно развивала территории и строила объекты – на фоне этого родился так называемый «суровый стиль», прославляющий романтику жёстких будней.

Так называемый суровый стиль, появившийся на фоне романтики освоения территорий. Автор картины «На работу» - Виктор Попков. 1958 год.
Так называемый суровый стиль, появившийся на фоне романтики освоения территорий. Автор картины «На работу» - Виктор Попков. 1958 год.

Нелишне отметить, что многие специалисты в глубинке получали свою жилплощадь и росли в карьерном отношении быстрее, чем оставшиеся в крупных городах. То есть у этой медали – две стороны. Для кого-то распределение становилось благом – парнишка вырывался из полуподвальной коммуналки, пусть и на Литейном, в «глушь», где за три года становился боссом производства.

Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.

Но вернёмся к фабуле «Медового месяца». Людмила Одинцова – это самый запущенный вариант. Дочь и племянница крупных специалистов в области медицины, модница-кокетка, танцующая на вечере «стиляжный танец» с каким-то прощелыгой, живёт в огромной отдельной квартире, меблированной старинными сервантами-комодами (папа, видимо, ещё из дореволюционной элиты).

Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.

Напомню, что в те времена отдельные квартиры (любые!), да ещё в Ленинграде считались чем-то, покруче нынешних особняков в три этажа. Да, у Люды имеется домработница. И вот обеспеченная девчонка, да ещё и отличница (об этом говорится на комиссии) должна ехать по путёвке в Дагестан. Тогда она решает круто поменять свою судьбу и выйти замуж за инженера, давно ухаживающего за ней. Жён от мужей не отрывали.

Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.

Обожает ли она его? Не особо. Просто нравится, и потом, ей льстит внимание привлекательного мужчины «с положением». (Отвлекусь на минуточку! Тогдашняя популярность браков юных нимф с пожилыми кавалерами отчасти была спровоцирована этим нежеланием ехать в Кзыл-Орду или в Уэллен. Пятидесятилетнего главбуха или завлаба уж точно не зашлют в село Степанчиково).

Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.

А Людочке повезло по-крупному - её ленинградец Рыбальченко ещё свеж, хоть и старше (Кадочникову было 40, но выглядел на 30-32), мужественно-красив, нравится женщинам. Даже притворяться не надо, и общество не заподозрит подловатый расчёт. И – опять засада. Успешного инженера направляют в Сибирь – большим начальником. У Людочки - шок и бешеная истерика. Она прогадала?!

Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «Медовый месяц» (1956). Скриншот.

Потом следуют разные комические ситуации, в ходе которых Людмила перестаёт быть эгоисткой и где-то даже превосходит своего мужа по части душевности и понимания людей. Вливается в социум. Меняет городские лаковые туфельки на резиновые сапоги, чтобы не смешить людей пируэтами среди грязюки. В финальной сцене Люда и Алексей признаются друг другу в любви – теперь они равны друг другу.

Zina KorZina (c)