Найти тему

Что такое Общее Недоразвитие Речи?


Общее Недоразвитие речи, проще говоря, ОНР - это состояние речи ребёнка, при котором нарушены все (или несколько) структурные компоненты речевого развития.

Как-то запутанно и сложно вышло, да? Не переживайте, сейчас распутаемся!

Речь человека состоит из девяти компонентов:

● понимание,
● звукопроизношение,
● фонематический слух,
● слоговая структура,
● просодические компоненты речи (дыхание, голос, темп, ритм, интонация),
● неречевые психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика),
● лексика,
● грамматика,
● связная речь.

Их можно разделить на две категории: лексико-грамматические и фонетико-фонематические.


Так, стоп!
Как понять, что нарушена фонетико-фонематическая сторона?

В этом случае ребёнок владеет развернутой речью, составляет грамматически оформленные предложения, но у него есть проблемы со звуками, слоговой структурой.

Если же нарушены несколько/все компоненты речи, то у ребёнка ОНР.

ОНР – считается условно обратимым нарушением.

Почему «условно»?

К сожалению, бывают случаи, когда на Глубокую Диагностику приходят только в возрасте шести лет. До школы 10 месяцев, а нарушения сильные. Времени на коррекцию остаётся слишком мало.

Опытный педагог может с первых месяцев жизни ребёнка увидеть предпосылки возможных нарушений речи. И лучше узнать о них заранее и помочь как можно быстрее, чтобы в 2–3 года можно было забыть про логопеда, дефектолога, психолога и спокойно жить своей жизнью.

Какие степени у Общего Недоразвития Речи?

  1. ОНР-1: безречие. Ребёнок молчит или произносит отдельные звуки, крики, возгласы;
  2. ОНР-2: у ребёнка есть всего несколько простых слов, он соединяет их в предложения (например, «мама, дай»);
  3. ОНР-3: ребёнок говорит развёрнутой речью, но она аграмматична, много нарушенных звуков, страдает фонематический слух. Соответственно, необходимо работать, чтобы восстановить речь и приблизить её к норме.

Московская школа логопедии выделяет ещё одну степень недоразвития речи.

  1. ОНР-4: когда в дошкольном возрасте не сформировали и не скорректировали речь до конца. В результате проблемы перешли в школьный возраст – трудности с письмом, чтением.

Читать предыдущую статью: «Развивающие игры с детьми»

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Получить более подробную информацию обо мне и Центрах Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.